День Крещения. Исторический ликбез

1983

Вместо эпиграфа

О, сколько нам открытий чудных

готовит просвещенья дух

(Александр Сергеевич Пушкин)

Статья 35 Конституции Украины гласит: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная».

Правило, жестко соблюдавшееся во времена признанного ныне преступным советского режима, стало гибким во времена независимости.

Ряд православных праздников наделен статусом государственного (плюс один католический).

28 июля - День Крещения Киевской Руси - Украины – не выходной, но, в соответствии с указом президента Ющенко тоже отмечается как государственный.

Сегодня религиозная карта страны настолько разнообразна, а церковь столь тесно переплетена с политикой, что некоторый исторический ликбез становится максимально актуальным.

Итак.

Как все началось

Точкой отсчета называют 988 год, когда один из киевских князей Владимир Святославич объявил христианство православной религией, признанной государством (до того исповедовались языческие верования восточных славян).

Само название праздника «День Крещения Киевской Руси - Украины» – условно, и сконструировано в соответствии с современными историко-пропагандистскими потребностями украинского государства. В старинных текстах ни словосочетания «Киевская Русь», придуманное историками XIX столетия, ни «Киевская Русь - Украина» (одним из популяризаторов термина «Украина-Русь» являлся известный историк Грушевский) не встречается.

В 988 году формально создания никакой «русской церкви» или «украинской церкви» не состоялось. Была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. То есть, константинопольский патриарх, условно говоря, включил территории древних восточнославянских княжеств в сферу своего религиозного влияния.

До 1051 года даже все митрополиты присылались из Константинополя…

Переезд во Владимир

Со второй половины XII века возрастает политическое значение города Владимир-на-Клязьме. Политическое значение Киева начинает стремительно падать.

В конце концов в 1299 году митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме.

Здесь требуется уточнение: митрополия Киевская, патриархата Константинопольского. И руководитель митрополии называется митрополитом Киевским. Но, условно говоря, столицей метрополии стал не Киев, а Владимир. 

В Москву, в Москву

С XIV века начинает укрепляться Московское княжество. В 1325 году митрополит Петр сделал своей резиденцией Москву.

Но с формальной точки зрения ничего не поменялось. митрополия Киевская, патриархата Константинопольского. И руководитель митрополии продолжает называться митрополитом Киевским. Но, условно говоря, столицей метрополии стал не Владимир, а Москва.

Разошлись пути-дорожки

В XIV веке шел процесс раздела земель древних восточнославянских княжеств между двумя государствами: северо-восточные оказались в составе Великого княжества Московского, а южные и западные, включая Киев — в составе Великого княжества Литовского,

В 1458 году на территории Великого княжества Литовского  Константинопольским патриархом была создана, по факту, новая Киевская митрополия. Но центр митрополии впоследствии был не в Киеве, а в Вильно (современный Вильнюс). Княжество-то Литовское.

Киевская митрополия с центром в Москве (звучит парадоксально, но ничего не поделаешь) стала называться Московской.

И вот, новый поворот

Как можем заметить, на юридическое оформление церковной организации решающее влияние оказывала политика (кстати, мало что изменилось и во времена постмодернизма).

После того, как Богдан Хмельницкий с Запорожским казачеством вышли из подданства Речи Посполитой (государство, созданное не землях Польши, Литвы, Украины и Белоруссии) и перешел в подданство Русского царя, начали происходить изменения и в религиозной организации.

В 1686 году Киевская митрополия вышла из состава Константинопольского патриархата и вошла в состав отделившегося к тому времени от Константинополя Московского патриархата.

История уже представляется крайне запутанной, хотя мы стремимся донести ее максимально просто и схематично

Одна религия – три церкви

В конце века ХХ политическая ситуация на территории Украины вновь резко повлияла и на ситуацию в православной религии.

В 1990 году епархии Русской православной церкви, расположенные на территории Украинской ССР, получили автономию, которая сохраняется и до сих пор. Была создана Украинская православная церковь. Сейчас ее возглавляет митрополит Онуфрий.

Параллельно в 1992 году бывший иерарх РПЦ и претендент на престол Московского патриарха Филарет (Денисенко) на территории уже независимого украинского государства создает Украинскую православную Церковь Киевского патриархата.

Эта церковь не была признана каноническим православием, остается таковой и ныне.

В этот же исторический период – в 1989 году - создается (по иным версиям, выходит из подполья) Украинская автокефальная православная церковь.

Итого, до недавнего времени на территории украинского государства действовало три крупных религиозных организации, представляющих православную традицию.

Жизнь после томоса. Автокефальный ликбез. Часть 7

В декабре 2018 года еще раз политика повлияла на дела религиозные: при активном содействии президента Порошенко УПЦ КП и УАПЦ объединились в новую религиозную организацию – Православную церковь Украины, которая получила от Константинопольского патриарха своеобразный разрешительный документ на деятельность – томос. По некоторым вопросам ПЦУ находится в подчиненном положении по отношению к Константинопольскому патриархату. В частности, не имеет права осуществлять такую важную для православия процедуру как варить миро.

Стоит заметить, что утверждения о послетомосном создании украинской церкви, независимой от Московского патриархата, не имеют под собой оснований. Вошедшие в ПЦУ религиозные организации и ранее не имели отношения к Московскому патриархату. Изменения произошли в части признания каноническим православием. Если ранее, УПЦ КП и УАПЦ каноническим православием не признавались, то объединенная ПЦУ получила частичное признание. Таким образом, на территории украинского государства сразу две церкви, признаваемые (или частично признаваемые) православным миров – УПЦ и ПЦУ.

Помимо всего прочего, патриарх Филарет выступил с некоторыми сомнениями по поводу ценности томоса и заявил о восстановлении Киевского патриархата.

История – крайне запутанная. Но при толике желания разобраться в ней можно. Главное делать это без популярного ныне в экспертных кругах историко-пропагандистского рвения, а более полагаясь на фактическую сторону вопроса.

Дмитрий Михайлов