Что осталось от эпохи Кернеса?

4138

17 декабря 2020 года – без преувеличения один из ключевых поворотных пунктов в истории Харькова. Скончался мэр Первой столицы Геннадий Кернес.

С 2006 года Кернес занимал должность секретаря Харьковского городского совета – вторую позицию в городском управлении. По версии некоторых наблюдателей – первую, играя роль некоего серого кардинала при мэре Михаиле Добкине. Это – дело оценочных суждений. Но логично будет именно с этого момента вести отсчет «эпохи Кернеса» в Харькове.

С 2010-го Кернес в течение 10 лет был Харьковским городским головой. И если первая его победа на мэрских выборах была зафиксирована, что называется, с помощью фотофиниша, то второй и третий разы он побеждал не просто по очкам, а посылал соперников в глубокие нокауты.

После ухода политиков принято подводить итоги в стиле «Чем запомнился?». Если по поводу очень многих отечественных политических персон ответом на этот вопрос становится пожимание плечами и пара-тройка невнятных междометий, то для краткого описания «эпохи Кернеса» даже нет никакой необходимости прибегать к помощи интернет-поисковиков.

Сказать, что Геннадий Кернес – личность неоднозначная, означает, не сказать ничего.

Ранее оппоненты Кернеса крайне любили рассказы о его криминальном прошлом. Хотя на фоне того, что первые три президента страны и четвертый с половиной «и.о.» и вовсе были членами коммунистической партии, то есть активными проводниками политики режима, который сегодня признан преступным, обращения к персональному прошлому теряют ценность в качестве компромата.

Вне всякого сомнения, в истории Харькова останутся и скандалы, связанные с Кернесом, и самые наглядные инфраструктурные преобразования, произошедшие за время его пребывания в кресле мэра.

Итак, попробуем, не заглядывая в google.

Когда пришла всеукраинская известность?

Современная отечественная политика схожа с шоу-бизнесом. Не оскандалишься – не прославишься. Всеукраинская известность пришла к Кернесу после массовой драки на улице Клочковской в декабре 2006 года. Группа граждан разогнала охранников строительной площадки, на которой планировалось возведение супермаркета. Строительство связывали с ныне уже практически забытыми в городе, а в прежние времена крайне медиа-активными предпринимателями братьями Протасами.

Длительные расследования и разбирательства ни к чему ни привели. История считалась некрасивой. Хотя спустя много лет активизм подобного рода стал трендом. В Харькове – нет. Но в столичном Киеве группы граждан крепкого телосложения нередко атакуют строительные площадки при дружественном нейтралитете со стороны полиции.

Похищение Кернеса

22 июля 2008 года в центре Харькова на улице Сумской разыгралось действие, которое в прежние времена называли маски-шоу (современные маски-шоу имеют совершенно иной смысл).

Работники одой из правоохранительных структур произвели демонстративное задержание секретаря Харьковского горсовета Кернеса.

Кернес автотранспортом был экстренно доставлен в Киев на допрос по делу о покушении на некоего Медведева – гражданина, предположительно связанного с криминальной средой, которому неизвестные отрезали часть ушей и носа.

Пост министра внутренних дел в то время занимал Юрий Луценко, считавшийся принципиальным противником и харьковского мэра Добкина, и секретаря Харьковского горсовета Кернеса. Дело так и завершилось ничем. За решеткой после смены центральной власти оказался сам Луценко. Политическая карьера оного, к слову, завершилась максимально бесславно. После карьерного взлета в первые постмайданные годы он отошел от дел и переехал в Великобританию. Многие политические деятели выбирали Лондон. Маркс, Герцен, Ленин. Но скрываться в Лондоне от политических преследований и проводить там политическую пенсию, как говорят в Баскервиль-холле – it is not the same.

Покушение на Кернеса

История Харькова небогата на политические покушения. В 1879 году был убит губернатор князь Кропоткин. В 1902-м состоялось покушение на губернатора князя Оболенского, но без последствий.

Харьковские городские головы вообще оставались вне зоны внимания террористов.

В апреле 2014-го было совершено покушение на мэра Кернеса.

Сам Геннадий Кернес неоднократно заявлял, что за покушением на него стоит министр внутренних дел Арсен Аваков. Но далее разговоров дело не двинулось. Преступление так и осталось нераскрытым. Впрочем, «дело Кернеса» не является исключением. Ни одно из громких покушений или убийств последних семи лет не было раскрыто.

Вне всякого сомнения, покушение сыграло решающую роль в ранней смерти Кернеса.

***


Для создания объективной картины следует сказать несколько слов об инфраструктурных преобразованиях, произошедших в городе за последние 10 лет.

Кернес – не метростроитель

За время пребывания Кернеса в городском управлении в Харькове было открыто всего две станции метрополитена – «Алексеевская» и «Проспект Победы».

Это совершенно не соответствует современным потребностям города. Но, как говорится, все познается в сравнении. За последние годы в стране в принципе резко затормозилось инфраструктурное развитие. Например, также третий раз победившему на выборах только в Киеве Виталию Кличко не удалось за семь лет построить ни одной станции, при том, что ранее киевский метрострой шел по графику – одна станция в год. Это при том, что бюджетные возможности Киева значительно превышают харьковские.

Ну, не удаются в стране сложные объекты. Что тут поделаешь? Это общегосударственный тренд, а не региональный.

Парки и скверы, скверы и парки

Реконструкцию парков и скверов можно было считать коньком мэра Кернеса.

Важность внешнего благоустройства не стоит сбрасывать со счетов. Благоустройство внешнего пространства – один из главных факторов формирования общегородской поведенческой культуры.

К наиболее значимым объектам можно отнести парк Горького, сад Шевченко, сквер Стрелка, парк Победы на Салтовке, площадь Свободы и ряд объектов не столь значительного масштаба.

Кстати, за время пребывания Кернеса в городском руководстве в городе восстановили многие фонтаны, чаши которых длительное время выполняли по факту функции мусоросборников.

Со стороны оппонентов нередко звучали нарекания по поводу убыточности парка Горького. Но теперь у них появляется уникальный шанс победить на выборах и сделать парк максимально прибыльным.

Дороги и транспорт

Наверняка в первой столице еще остались места, где ни проехать, ни пройти, но состояние дорожного хозяйства за последние годы несколько улучшилось. Это несомненный плюс с привязкой к двум традиционным бедам. Одной беды стало меньше, как минимум, наполовину.

Даже несмотря на крайне сомнительное состояние частного автотранспорта, улучшение общей транспортной системы отрицать было бы необъективно. Если с современными трамваями существует проблема, то по обновлению троллейбусного парка Первая столица идет вровень со столицей основной. Опять же, несмотря на то, что бюджетные возможности последней гораздо шире. 

Кернес как апологет монументализма

Во времена Кернеса в городе появилось несколько десятков новых памятников. Количество выдающихся харьковчан, не увековеченных мастерами монументализма, стремительно сократилось.

Хорошо это или так себе – дело оценочных суждений. Во всяком случае не было слышно возражений против того, что центре города появились памятники Марку Бернесу, Леониду Быкову, Клавдии Шульженко, Исааку Дунаевскому – тем, кого можно назвать признанными авторитетами, а не привнесенными в угоду той или иной политической конъюнктуре.

ЗОЖ по-харьковски

 

В последнее десятилетие здоровый образ жизни стал одной из визитных карточек Харькова. Упор сделали не столько на спорт высоких достижений, столько на массовость. Что гораздо важнее.

Помимо реконструированной арены к Евро-2012 в городе появились десятки современных благоустроенных стадионов.

Благодаря не в последнюю очередь энтузиазму и персональному примеру Кернеса Харьков стал городом велосипедистов, воркаутеров и марафонцев. Заниматься персональной популяризацией физической культуры и спорта Кернес не перестал, оказавшись даже в инвалидной коляске. Не будем настаивать на том, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть.

Что дальше?

Участие Кернеса в выборах не оставляло шансов его политическим оппонентам. Теперь для них открываются широчайшие возможности не только проявить политическую прыть, но и, победив на выборах, наглядно продемонстрировать, как надо управлять городом. Увеличить городской бюджет, заменить инженерные сети, построить метрополитен, вывести парк Горького «в прибыля». Сделать лучше, а не хуже. На центральном уровне этого пока не удалось. Каждая новая управленческая команда оказывалась не лучше предыдущей. Возможно, на местном уровне удастся в отдельно взятом регионе преломить данную традицию.

Но попробуем спрогнозировать, что в ближайшие годы вряд ли кто-то превзойдет Кернеса по популярности. Связанные с ним события вызывали повышенный интерес, его не лишенные колорита и оригинальности реплики расходились среди масс. Кернес был «народным героем». Нравится это кому-то или нет – опять же вопрос оценочных суждений. Это не наше дело. Мы лишь констатируем факты.

Дмитрий Михайлов