Что кандидаты скажут на дебатах. Субъективные прогнозы

2029

Активность, с которой кандидаты на пост главы государства приступили к подготовке стадионных дебатов, дарит любителям политических ток-шоу надежду на то, что очная схватка финалистов президентской гонки все-таки состоится.

По версии претендента на второй срок Петра Порошенко, кандидаты – в первую очередь имелся в виду лидер гонки Владимир Зеленский, так как действующий гарант ежедневно присутствует в телеэфирах – должны презентовать свои программы, команды, взгляды на жизнь, то есть, что называется, показать товар лицом. В этой связи можно попробовать спрогнозировать, что скажут кандидаты своим фоловерам во время очного поединка.

Что скажет Петр Порошенко?

В информационное пространство направлен посыл о том, что именно кандидат номер два (по результатам первого тура) является воплощением содержательной составляющей всего избирательного процесса, что, как показывает риторика кандидата в ходе всей компании, представляется крайне сомнительным.

У соревнующихся сторон, вне всякого сомнения, есть и программы, и команды, но, судя по всему, такие, которые стараются особо не афишировать.

Президентская программа, имевшая хоть какое-то содержательное наполнение - «Віра, мова, армія» - была снята с актуальной повестки дня, поскольку только сокращала электоральную базу президента (за счет прихожан и сторонников УПЦ, достаточно многочисленного русскоязычного населения и пацифистски настроенных граждан, число каковых тоже может быть не столь мало, как представляется на первый взгляд).

Из данной триады лишь одна непременно будет использована в дебатах – армия – так как действующий президент считает себя выдающимся строителем вооруженных сил. В этой же связи непременно всплывет тема главного командования, в котором претендент на второй срок также считает себя реализовавшимся специалистом, хотя ряд неудач в зоне боевых действий в 2014-2015 годах несколько опровергают подобные предположения.

Попытка сформулировать экономическую программу не двинулась далее общих мест.

С одной стороны, можно сказать, что Петр Порошенко изложил стратегию развития и обеспечения экономического роста в Украине, которая должна происходить по пяти направлениям: агропромышленный комплекс; ИТ-сектор; индустриализация и приход на украинский рынок технологий, работающих на мировой экспорт; инфраструктурные проекты и логистика; развитие туризма.

С другой стороны, с такой же долей убедительности можно сказать, что он перечислит пять сфер человеческой деятельности.

Не менее серьезную программу может составить хорошо подготовленный ученик примерно 9-го класса: новые технологии, расширение рынков, развитие наукоемких производств, привлечение инвестиций и усовершенствование инфраструктуры в соответствии с самыми современными требованиями.

Расскажет ли главнокомандующий о грядущих переговорах в формате «Нормандской четверки» 6 июня на праздновании 75-летия открытия Второго фронта во Франции? По версии претендента на второй срок, стороны должны обсуждать введение миротворческого контингента на востоке Украины. Однако остальные участники нормандского процесса либо опровергли данную информацию, либо воздержались от комментариев.

Итак, единственным весомым козырем на руках у президента остаются рассказы о многочисленных рисках и угрозах, которые могут резко актуализироваться в случае его ухода с поста номер один, что не имеет никакого отношения к предметному разговору о дальнейшем развитии страны и может быть отнесено лишь к стремлению внести эмоциональную составляющую в публичную дискуссию.

Что скажет Зеленский?

Именно выступление кандидата номер один по итогам первого тура можно рассматривать в качестве главной интриги дебатов. Запомнившейся аудитории политических ток-шоу телефонный разговор между кандидатами в эфире телеканала «1+1» показал, что дискуссия с претендентом на второй срок может вестись в достаточно резкой форме, что называется, на встречных курсах.

Следуя логике политических дуэлей, можно ожидать, что Зеленский в очередной раз поставит перед Порошенко ряд вопросов, которые считаются якобы для него неудобными: неспособность завершить конфликт на Донбассе; низкий уровень жизни; почему не расследования убийства во время протестных акций 2014 года; кто убил Гандзюк (аналогичные вопросы относительно Шеремета и Вороненкова как-то уже выпали из тренда); «свинарчуки»; «де відрубані руки?» и тому подобное. Однако, общие фразы, которыми глава государства отвечает на так называемые неудобные вопросы, отработаны уже до автоматизма. Так что на данном участке политического поля кандидату номер один мало что светит. Поэтому его команде придется искать действительно неожиданные для соперника ходы, которые привели бы последнего в режим зависания.

В любом случае, дебаты завершатся условной ничьей. Сторонники каждого из кандидатов будут утверждать, что победил именно их политический «гладиатор».

А если Центральная избирательная комиссия с подачи «Суспільного» запретит телетрансляцию главного политического шоу года как предвыборную агитацию, вопрос о победителе вообще утратит какое-либо значение. Как говаривали в старину медийные гуру, если о событии не рассказали средства массовой информации, то считайте, что этого события и не было вовсе.

 

Дмитрий Михайлов