Чернигов. Анализы на электорат

2488

Скандальный 205-й черниговский округ. Предвыборка отгремела, выборы прошли, соцсети тоже утихают, израсходовав всю желчь и скорбь в адрес «самой грязной кампании». Победителей не судят (хотя и зря), побежденные уходят гордо, но без жажды сатисфакции. Один только оплеванный и варягами, и самим собой люд остается вековать на лесистых черниговских землях.

Итог выборов на 205-м известен и, в общем-то, предсказуем: конверты победили гречку не потому, что гречки было мало, а потому что админресурса было много. Админресурс – это такой себе гарантийный талон, который достают как джокер, если в равных условиях дикого капитализма твои с оппонентом материальные ресурсы приблизительно идентичны. Березенко достал джокера и победил; Корбан – имей он такую возможность – тоже достал бы админресурс и тоже победил бы. Ведь использовал же он гречку там, где была возможность ее использовать. Поэтому сетовать на неравные условия глупо: все были равны, только завхоз Порошенко – чуть-чуть равнее.

Однако здесь хотелось бы поговорить не о Корбане с Березенко, а о тех людях, которые вышли выбирать между одним и другим. С теми понятно: Березенко теперь получит карьерный рост во фракции, Корбан провел блиц-пиар для «Укропа», легитимизировав не только свою партию, а заодно и методы, которые и регионалы-то использовали если не стыдливо, то, по крайней мере, более завуалировано. С избирателем же дело скверное.

Вообще мне всегда хочется поговорить об электоральном качестве, но каждый раз обламывается, потому что начинается крик о Конституции, о праве волеизъявления, и всем вот этом, в результате чего плачу налоги и привлекаю в страну валюту я, а голосует за коммунистов моя выжившая из ума соседка-пенсионерка. И ее, пенсионеркино, численное превосходство таково, что к власти приходит коммунист и ставит меня к стенке за валютные махинации. Это то, что вам надо знать об относительности права и о том, как количество уделывает качество.

Арифметика незатейлива: явка в Чернигове составила 35%, это около 50 тысяч человек. Из них 17 тысяч проголосовали за Березенко, 7 тысяч за Корбана. Отнимаем смело треть за счет накинутого на фальсификациях и не забываем, что это минимум. То есть до 12 тысяч за одного плюс  5 тысяч за другого – все вместе около 15-17 тысяч человек. И вот эти 15-17 тысяч человек дружно берут подачки и так же дружно идут на выборы, там выбирают одного поца из двух, и этот поц потом сидит в Верховной Раде и решает какие-то свои, совершенно индифферентные мне как гражданину вопросы. И это в лучшем случае. А в худшем он пишет законы, от которых мне нельзя собираться автоколонной более пяти, пенсионеру нельзя работать за деньги, а молодой маме нельзя прокормить-одеть ребенка, потому что пара детской обуви, выпущенной на заводе этого депутата, стоит как одна покрышка его авто. Так не слишком ли вы жирно порезвились, дорогие черниговцы, да и другие не очень дорогие соотечественники, меняющие мои перспективы на провиант.

Что сделать с раздатчиками и получателями гречки? Первых – уголовно наказывать и снимать с выборов, вторых – лишать избирательных прав, от слова вообще. Выборы (в идеале, разумеется) – это гражданское паевое участие в некоем корпоративном проекте. В данном случае – в построении эффективного, инвестиционно привлекательного и комфортного общества. И если тебя назначили прорабом на какой-то локальный участок строительства, а ты обменял на пакет гречки немного стройматериалов, предназначенных для светлого будущего, то тебя надо гнать из процесса арматурой по хомячьей шее. Потому что сегодня ты хомячишь крупу и живешь одним днем, а завтра твои дети будут жить еще в худшем феодальном дерьме, нежели было при страусином Бате.

И хватит волать, что мы живем бедно, отчего не зазорно голодающему пенсионеру взять продуктовый набор или пакетик с лекарствами. Мы и будем жить бедно, пока мы за сумму, эквивалентную $10-20, будет позволять решалам собирать свой клуб по интересам на 450 человек на целые четыре года. Мы будем жить бедно, пока не поймем, что они не решают там вопросы нашей бедности; они делают бизнес и заодно прикидывают – гречкой тебя кормить в эту кампанию или ты еще телевизор не прожевал.

Прекрасное, я считаю, избирательное право в Дании, о чем уже говорено-переговорено. Там голосуют налогоплательщики и не голосуют все потребители бюджета. Да, у них высокие налоги, но именно эта система наделяет правом голоса людей думающих и предрасположенных к эволюционированию. К которым живущий на пособие (плюс на мамину пенсию) остолоп не относится. А у нас система наделяет этим правом и остолопа, и поскольку таким несть чесла, то политтехнологи имеют на старте прекрасную податливую массу, столь восприимчивую к псевдолевацким идеям. Ту самую непритязательную массу, которая оценивает свой голос на четыре года вперед в тарелку горячего супа в уличной палатке.

Я бы лишал этих людей прав, да. Ты не имеешь права делегировать своих людей на распределение бюджетов, если ты сам не положил в него копейку, а только берешь социальными выплатами. Ты не имеешь права выбирать подрядчиков, если другой подрядчик ангажировал тебя миской со жратвой. Ты не имеешь права голоса, если ты считаешь, что депутат должен ставить детские площадки, а не писать законы. Это же простейшая арифметика эффективности, но огромное, просто страшное количество людей не понимает этих азов.

Зашквар не в том, как в Чернигове поборолись Корбан и Березенко, зашквар в том, что после этого ничего не произошло. Президент пощупал донышко электорального терпения и не нащупал. Люди убедились, что выборы проходят как и проходили -  и слава богу:  когда-никогда запасы пополнить можно, с паршивой овцы хоть шерсти клок. Коллеги  черниговских кандидатов тоже пощупали донышко и тоже убедились, что все идет по-налаженному, можно не волноваться, знай деньги подкапливай. А в Раду прошел очередной властный холуй, который назавтра станет путать Чернигов с Черновцами. Видимо, пример харьковчанина Александра Ярославского, который баллотировался по Чернигову, прошел в ВР, попутно обанкротив пару местных заводов, и растворился в политическом тумане, не научил черниговчан не доверять варягам.

Вообще мне малопонятно, как регион может быть представлен человеком, который с ним никак не связан. Каким бараньим кругозором нужно обладать, чтобы отдать голос за кандидата, впервые в жизни появившегося в городе на предвыборку. Вы это сделали, чтобы что? Чтобы расписаться в собственной ограниченности и неспособности прогнозировать самые краткосрочные перспективы? Поздравляю, у вас получилось. Теперь вся Украина знает, что в Чернигове живет два десятка тысяч человек, которые хотели себе на царство или человека с заведомо коррупционной должности, или человека с бэкграундом профессионального рейдера. Нет, я понимаю, вы не то что бы и очень хотели, просто эти давали продпайки, а другие не давали. Все ок, объяснения приняты, теперь всей страной будем выдыхать прецедент, который вы сделали накануне выборов. Выборов, которые могли бы изменить взаимоотношения избирателя и избираемого, но уже не изменят. Все будет олдскул.

Пока мы будем давать право голоса дешевым обладателям голосов и просто людям, которые не понимают принципа представительства во власти, кандидаты будут макать нас рылом в грязь, потому что заслужили. Своей беспринципностью, своей всеядностью, своим нежеланием думать хотя бы на пару лет вперед. Это ведь очень мудрая поговорка – про власть, которой достоин народ.

А тем временем в тихие провинциальные города заходят столичные чужаки, закармливают наиболее неустроенных и податливых бутербродами с килькой, получают свои семнадцать тысяч голосов и уходят навсегда в Киев, оставив трехсоттысячный город опозоренным и заклеенным обрывками политрекламы. И только призрак битого тростью шоумена Дурнева будет бродить пасторальными улочками Чернигова, напоминая его жителям о невиданных, столичного масштаба, перформансах стоимостью в годовой бюджет их городка. Городка, который войдет в историю как округ, на котором возможно все.

Александр Костенко