Госбюджет Украины-2021: «бюджет жадности»
15 декабря в Верховной Раде состоялось главное событие конца уходящего года. Парламентарии приняли государственный бюджет – главный финансовый документ, по которому будут функционировать все сферы жизнеобеспечения страны.
Традиционно авторы главного финансового документа пытаются укрепить его значение, называя свое творение, например, «бюджетом развития», сбалансированным, выверенным. Оппоненты зачастую используют термин «бюджет проедания», антисоциальный, антинародный и так далее.
Бюджет-2021 можно с определенной степенью условности назвать «бюджетом жадности».
Отказавшись от проявления ложной скромности, депутаты предусмотрели значительные прибавки финансирования центральным органам власти.
Сколько денег?
Рассчитывать на развитие в следующем году вряд ли приходится. Денег больше не стало.
Доходная часть бюджета составляет 1,092 трлн грн. Что составляет 37,525 млрд долл. при прогнозируемом курсе доллара 29,1 грн.
В бюджете 2020 года доходная часть планировалась на уровне
1,095 трлн грн. Средний курс доллара значительную часть года колебался в районе 28 грн. То есть, применительно к текущему бюджету замах был аж на 39 млрд долл.
Справедливости ради стоит отметить, что в апреле 2020 года бюджет немного переписали, снизив доходную часть до 975,8 млрд грн. Мотивацией стало ухудшение экономической ситуации из-за коронавирусной пандемии. Однако нет никаких перспектив снижения распространения заболеваемости, а следовательно и намеков на стремительное оздоровление экономики. Так что не исключено, что через несколько месяцев доходы бюджета тоже немного подкорректируются.
Для сравнения свой последний госбюджет Верховная Рада времен пятого президента Порошенко приняла с доходной частью 1,026 трлн грн. По факту, уже при шестом президенте Зеленском собрали 998,3 млрд. Выполнение составило - 97,3%.
Как можно заметить, никаких решительных и стремительных прорывов не намечается.
Во всяком случае, нет никакой необходимости говорить о неких «больших стройках», на организацию которых просто нет средств больших, чем ранее. И не предвидится.
То есть стройка намечается не большая, а точно такая же, как в год, три пять и даже семь лет назад.
В общем, ни разу за последние семь лет госбюджет не превысил показатель 2013 года - 45 млрд долл. Ничего экстраординарного не намечается и в 2021 году.
Бюджет следует делить пополам
Спрогнозированный объем государственного бюджета следует понимать как величину крайне условную. По прогнозу Министерства финансов, платежи по государственному долгу в следующем году ориентировочно составят 600 млрд грн. То есть это чуть больше 50% доходной части госбюджета. То есть, по сути на всю страну останется не 37,525 млрд долл., а примерно миллиардов 18.
И уровень эффективности исполнительной власти не позволяет обеспечить доходную часть бюджета силами собственного народного хозяйства.
Ряд СМИ сообщали, что Минфин надеется привлечь кредитные средства в объеме 700 млрд грн.
То есть, по факту половину государственного бюджета можно смело оставлять за скобками.
Кому добавку?
Невзирая на кризисы, падения, ограничения, расходы на содержание различных органов власти увеличены:
- на Секретариат Кабинета министров направят 1,1 млрд грн. или на 15,4% больше, чем в текущем году;
- расходы на Аппарат Верховной Рады в 2021 году составят 2,53 млрд грн. На 24,1% больше;
- на Офис генерального прокурора 11,53 млрд грн. На 52,6% больше;
- расходы на Государственное бюро расследований составляют 2,48 млрд грн. На 75,4% больше;
- на Службу безопасности предусмотрели сумму в 14,75 млрд грн. На 23,2% больше;
- расходы на Национальное антикоррупционное бюро составят 1,07 млрд грн. На 15,3% больше;
- не обошли народные депутаты и самих себя. Затраты на парламент в 2021 году превысят 2,5 млрд гривен, что на 500 миллионов гривен больше, чем в нынешнем году;
- зарплатный фонд депутатов составит 1,53 млн грн. на человека;
- 84 млн грн. будет выделено на освещение работы Верховной Рады. В том числе, 56,5 млн грн. парламентскому телеканалу «Рада» и 27 млн грн. газете «Голос Украины;
- Расходы на автобазу - 132 млн грн.
И так далее…
В общем, почетное и ответственное право затягивать пояса предоставляется кому угодно, но не чиновно-депутатскому классу. Не доросли они еще до этой высокой миссии.
Почему стройка не будет большой
Так как словосочетание «Большая стройка» стало основной агитационно-пропагандистской формулировкой последних времен, на ней стоит остановиться отдельно.
На так называемую «Большую стройку», одной из главных составляющей частью которой является дорожное строительство, народные депутаты выделяют 150 млрд грн., что на 20 млрд грн. больше чем, в году текущем,
Поскольку денег в бюджете больше не становится, то его переформатирование может проводиться только по принципу перекройки Тришкиного кафтана – чтобы дотачать полы, необходимо отрезать рукава, чтобы пришить накладные карманы, следует вырезать фрагмент ткани со спины.
То есть, увеличив финансирование так называемой «Большой стройки», придется сократить финансирование каких-либо иных направлений.
Пиар-ход с «БС» был бы хоть как-то оправдан, если бы дополнительные миллиарды наскребли, сократив расходы на тех, кто и без того живет не просто хорошо, а с учетом экономического кризиса, хорошо неоправданно. Но этого не произошло.
Лишь бы не было войны
Что можно прогнозировать с крайне высокой степенью уверенности? Ни взлетов, ни скачков, ни прорывов, ни даже поэтапного наращивания чего-либо (разве что помимо долгов). Новый бюджет не дает для этого никаких оснований. В подобных случаях пессимисты говорят: не было бы хуже. Но оптимисты утешают: куда еще хуже.
Впрочем, почва для саморекламы хозяйственно-политического руководства страны тоже имеется. В ближайшие год-два намечается преодоление коронавирусной пандемии. Как показывают примеры из мировой истории, рано или поздно это непременно произойдет.