Битый небитого везет

2902

Вместо эпиграфа.

– Как же вы думаете отнять деньги?

– Как я думаю отнять? Отъем или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема.

(Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»)

Под аккомпанемент жарких споров о войне и мире, вызванных парижскими приключениями гаранта и полностью поглотивших внимание широкого круга телезрителей, парламентарии нанесли сокрушительный удар по политической коррупции, предоставив параллельно возможность политическим партиям немного подзаработать.

Принятый на днях Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении и противодействии политической коррупции (№2123а) обозначил цену вопроса: без малого полмиллиарда ежегодно. Но казенные деньги получат «не только лишь все». Материальное стимулирование предусмотрено для партий, прошедших в Раду, а также относительных неудачников выборов, набравших более 2% голосов избирателей.Например, по итогам последних парламентских выборов таких партий было 11, из которых проходной барьер поддался шести. Для сравнения, по итогам выборов 2012 года претендентов на госфинансирование (если бы подобная норма существовала в то время) было всего пять.

Сумма ежегодной господдержки определяется путем математических вычислений средней сложности на основании уровня минимальной заработной платы и явки избирателей на последних выборах в Верховную Раду. Финансирование партий будет осуществляться в размере 0,02% минимальной зарплаты, умноженной на количество избирателей на текущих выборах. Если в качестве расчетных показателей взять минимальную зарплату на уровне 1378 грн(с 1 сентября 2015-го) и количество избирателей, принявших участие в последних выборах в Раду - более 18 млн человек, то получим около 500 млн грн. Иными словами закон даже как бы закладывает определенную зависимость уровня финансирования от качества работы политсил. В идеале схема должна работать так: прошли в парламент, сформировали эффективное правительство, которое повысило уровень минималки, привлекли на выборы большее количество избирателей, получили больше денег изгоскопилки, после чего с новыми силами и средствами еще лучше отработали на выборах, и далее по накатанной.

Среди основных аргументов «за» - так делают во всей Европе кроме Андорры, Беларуси, Мальты, Молдовы и Швейцарии, из которых в являющийся для Украины цивилизационным ориентиром Евросоюз входит только Мальта.

Среди основных аргументов «против» - крайняя несвоевременность данного решения для страны, последовательно и уверенно ухудшающей показатели и экономического развития, и уровня жизни основной массы населения.

То бишь желание хотя бы на законодательном уровне соответствовать евростандартам наталкивается на ставшую популярной на фоне уничтожения так называемых санкционных продуктов северным соседом идеологическую установку: «Лучше бы отдали пенсионерам или в детские дома».

Попытки отдельных экспертов в области манипуляции числами минимизировать психологический шок пока не способны радикальным образом преломить ситуацию. Действительно, если разделить сумму, уплывающую из бюджета, на всех избирателей, то получится порядка 14 грн в год. Или – внимание – гривна двадцать в месяц. По сравнению с тарифами на тепло и воду – вообще ничто. Можно еще поделить на дни, чтобы понять паутинообразность нитей, собираемых с миру на рубашки политическим нудистам. В общем, следуя логике андерсеновского крота, в день - не так уж и много. Однако дальнейшие рассуждения приводили это же хозяйственное животное к мысли, что в год – не так уж и мало.

Список 520-ти. Почему не вошел товарищ Сталин

Осуществление прогнозов, озвученных авторами закона в пояснительной записке, также не представляется абсолютным.

Объем взносов в партийные кассы ограничивается для юридических лиц на уровне 800 минималок (1,1 млнгрн), для физических лиц – 400 минималок (550 тыс. грн). Превышение потолка взносов карается штрафом в двукратном размере.За представлениезаведомонедостоверныхсведений в отчетепартии об имуществе, доходах и расходахпредусматривается штраф от 100 до 300 необлагаемыхминимумовдоходовграждан (1700 - 5100 гривен) илиисправительныеработы на срок до 2 лет, илиограничениесвободы на тот же срок с лишением права заниматьопределенныедолжности на срок до 3 лет. Введение новых ограничений предусматривает изменение системы и уровня проверок. Но попытки таким образом добиться преодоления политической коррупции могут и иметь обратный эффект, поскольку, как показывает практика, уровень злоупотреблений прямо пропорционален количеству запретов. Для информации к размышлению: теневая экономика в стране за последние пару лет выроста с 35% до 47%, а по уровню противодействия коррупции Украина уверенно занимает место в середине второй сотни (142-е в 2014 году).

Если сопоставить суммы, которые партии могут получить из бюджета с данными аналитиков о возможных затратах, то вероятность отказа политиков от тесного сотрудничества с олигархами и финансово-промышленными группами представляется невысокой. В отдельных случаях политическое противостояние может выкачать из партийных кубышек, по местным меркам, просто астрономические суммы. Например, по оценкеКомитетаизбирателейУкраины, только по итогампервого тура президентских выборов 2010 года общие затраты кандидатовсоставили 800 млндолл. По существовавшему на тот момент курсу это порядка 6,5 млрд грн. По нынешнему – более 18 млрд грн. На выборах 2014-го уровень расходов кандидатов значительно снизился, учитывая фактическое выпадение из процесса Партии регионов, уверенно контролировавшей не менее 35-40% электората. Но не факт, что в ближайшее время политическое противостояние не обострится, что потребует дополнительных затрат. А если еще учесть, что политика такое дело, в котором деньги лишними не бывают никогда, то прекращение участия в политпроектах так называемых олигархов отдается полностью на откуп доброй воли последних.

Пункт 9-й в разделе «Задачи» - укрепление условий для либерализации визового режима между Украиной и ЕС – и вовсе выглядит свадебным генералом, тешащим чувство собственной значимости, хотя и не прибавляющим ровным счетом ничего к сущности процесса.

Но ценность принятого закона радикальным образом меняется, если рассматривать его с точки зрения влияния на переформатирование электорального менталитета. Принятие данного закона означает, что с верхних этажей социальной конструкции на нижние направлен очередной сигнал о том, что кто бы и какую бы политическую музыку ни заказывал, расплачиваться должен рядовой гражданин, даже если он последние лет двадцать не посещал избирательные участки. Прорехи в бюджете штопаются за счет работающих пенсионеров, проблемы в системе, добывающей, продающей, покупающейи гоняющей по трубам природный газ, решаются усилиями жителей многоквартирных домов и частных домовладений. А нехватку денег в партийных кассах должен компенсировать избиратель, доведенный грамотно направленными информационными потоками до высшей степени политической озабоченности.

Андрей Кравченко