Битва популистов

1700

Пока президент Порошенко во время праздничных дней разбазаривал рейтинговые очки направо и налево, лидер, согласно данным соцопросов, президентской гонки Юлия Тимошенко напротив попыталась срубить пару-тройку процентов по легкому.

 

Торжественные мероприятия, проведенные с зашкаливающим пафосом на фоне столичной жилищно-коммунальной разрухи, отдаленно напоминали финальный банкет, организованный на последние деньги с целью напоследок сразить почтеннейшую публику широтой размаха.

Тимошенко попыталась сыграть на контрасте, выступив рядом с широко кутящим барином в костюме ростовой фигуры пчелы – символа трудолюбия и производственной эффективности. Если кандидат на второй срок вознамерился поразить массовое сознание зрелищем, то Тимошенко приготовила пищу для ума, предложив своим существующим и потенциальным симпатикам принять участие в предвыборном флешмобе под условным названием «Придумай сам себе конституцию».

Последний парад Порошенко

24 августа в самый разгар главного госпраздника Юлия Тимошенко презентовала интернет-платформу для всенародного обсуждения новой версии основного закона. И есть все основания полагать, что зародившаяся на уровне внутрипартийного междусобойчика идея будет продвигаться в электоральные массы с повышенной настойчивостью.

Так как из двух новостей – хорошей и плохой – потребители информпродукта для начала выбирают плохую, отметим очевидные слабые места проекта.

Агитационная бригада «лидера соцопросов» страдает тем же заболеванием, что и креативный штаб «претендента на второй тур» - патологическим отсутствием свежих и оригинальных идей.

Достаточно наглядно выделяются как минимум пять провальных пунктов.

Пункт первый. Переписывание Конституции началось едва ли не на следующий день после принятие оной в 1996-м году. И с тех пор главный нормативный акт страны претерпел значительные изменения. О его радикальных переделках мечтали и разжалованный из президентов Янукович, собравший целый «институт», думавший над поправками, но так ничего толком и не придумавший; и действующий гарант, продвигавший идею построения президентской вертикали за счет замены института председателей обладминистраций на префектов. Все осуществленные переделки по большей части напоминали историю дедушки Крылова о музыкальном квартете, и нет никаких оснований полагать, что новые куплеты из той же песни способны привести к радикальному изменению ситуации.

Пункт второй. Сбор пожеланий трудящихся (в данном случае, предложений по созданию «народной конституции») – анекдот с такой бородой, что Карабас-Барабас по сравнению с ним представляется гладко выбритым моложавым мужчиной. В качестве одного из не столь старинных примеров можно привести предвыборный проект Януковича «Почую кожного». Расчет – технологически совершенно грамотный – строился на том, что пославший свое обращение к кандидату за этого же кандидата и проголосует.

Пункт третий. Авторы проекта «народной конституции», конечно же, не могли отказать себе в удовольствии хоть частично удовлетворить творческий зуд и внесли кое-какие предложения от себя. Магистральными идеями стали – переход к парламентской форме правления с присвоением должности премьер-министра нового для украинской системы власти названия «канцлер» и создание некой Национальной ассамблеи.

Идея переформатирования современного украинского государства в парламентскую республику витает в верхних слоях политической атмосферы никак не менее двух десятков лет. Одним из наиболее активных ее сторонников был руководитель запрещенной ныне Компартии Украины Петр Симоненко, неоднократно засветившийся с заявлениями о необходимости упразднения президентского поста. То есть "парламентская республика" – это пронафталиненный дедушкин пиджак, который достали с антресолей и пытаются выдать за новинку сезона.

Рассказы Юлии Тимошенко о том, что большинство успешных и развитых государств имеют парламентскую форму правления, выглядят примерно так же, как и нашумевшие в свое время заявления Михаила Саакашвили о скатывании Украины до уровня Габона. То есть, крайне безграмотными.

В первой десятке рейтинга ВВП на душу населения по паритету покупательской способности расположились следующие государства: Катар, Люксембург, Сингапур, Бруней, Ирландия, Норвегия, ОАЭ, Кувейт, Швейцария, США. К парламентским республиками без оговорок можно отнести только Ирландию.

Скорее всего, уверенности в победе на президентских выборах у Юлии Тимошенко гораздо меньше, нежели на парламентских. В любом случае – пропаганда парламентской республики для Тимошенко крайне выгодна. В случае получения президентской булавы реализация проекта будет отодвинута на неопределенное время, ибо не время парламентаризмом заниматься - война нынче, вот закончится она, тогда все парламентаризмом заниматься будут.

Если же президентское кресло достанется иной персоне, то «народная конституция» в парламентаристском варианте станет своеобразным электрошокером, которым можно будет потрещать в направлении президентской вертикали.

Пункт четвертый. Одним из наиболее слабых и, конечно же, неоригинальных, является идея создания некоего органа, который будет осуществлять народный контроль над властью, в данном случае Национальной ассамблеи. В Нацассамблею войдут «представители всеукраинских профильных ассоциаций и моральные авторитеты нации». Казалось бы, этюдное решение. Но два очень простых вопроса разрушают всю конструкцию, словно карточный домик:
- почему «моральные авторитеты нации» не могут войти непосредственно в парламент?

- и кто будет контролировать саму Национальную ассамблею, ибо нет ровным счетом никаких гарантий, что в ней окажутся люди, достойные большего доверия, нежели представители власти, которых нацассамблейцы будут контролировать?

Пункт пятый. Комплекс конституционных преобразований подается в рубрике «Новый курс», что уже само по себе вызывает тоску у стороннего наблюдателя. Появление данного термина в риторике современных отечественных политиков указывает на столь ничтожный уровень их уважения к собственному электорату, что они даже ленятся в google поработать с синонимами. Например: «нехоженный путь», «доселе невиданный маршрут», «ранее не изведанное направление» и так далее. Даже креативщики действующего гаранта не поленились переформатировать старинную идею на новый лад. Получилось хоть что-то - «жити по-новому».

Так что единственный нормативный акт, который был бы в современных условиях актуальным – запрет на использование термина "новый курс" представителями отечественного политикума. Так как никто из них не Делано Франклин Рузвельт. А эксплуатировать чужие наработки, даже не попытавшись их формально видоизменить, – это не комильфо.

Но у проекта есть и несомненные преимущества.

Попытка мобилизовать собственный электорат и откусить максимально жирный кусок пока еще от неопределившихся посредством вовлечение в некое совместное занятие – достаточно грамотный предвыборный ход, при ударной медиараскрутке позволяющий питать кое-какие надежды на достижение позитивного результата. Значительная часть людей достаточно трепетно относится к собственному мнению и собственному труду, даже самому бесполезному. А поэтому вероятность того, что принявшие участие в «написании» конституции от Юлии Тимошенко проголосуют именно за Юлию Тимошенко, немного повышается. Пародировавший жиганскую риторику старший лейтенант Шарапов в таких случаях говаривал: «Не успеешь оглянуться, как шашка прыгнет в дамки».

Что может противопоставить претендент на второй срок такой нехитрой и не особо даже творческой, но имеющей шансы выстрелить задумке? Разве что референдум по вступлению в ЕС и НАТО. Не менее бессмысленный и беспощадный.

Правда, пока глава государства будет стараться вышибать популистический клин клином аналогичного масштаба, его усердие может свести к нулю обладатель черного пояса по борьбе с популизмом премьер Гройсман, который буквально на днях заявил о необходимости очередного повышения цены на газ и как следствие на коммунальные тарифы. Если премьерские планы воплотятся в жизнь, то "лидер соцопросов" расправится с "претендентом на второй срок" и без особых креативных изысков.

Екатерина Павловская