«Без шуму и пыли». Рада отказалась снижать тарифы

1815

В последние годы страна демонстрирует уверенный рост. Пока по большей части цен и тарифов на коммунальные услуги. Парламентарии динамику роста ломать не стали.

Верховная Рада не поддержала проекты постановлений о введении моратория сроком на один год на повышение тарифов на энергоносители и о снижении цен на электроэнергию и распределение газа.

В январе 2021 года кабинет министров принял волевое и, как тогда подавалось в части медиа, едва ли не историческое решение о введении госрегулирования цен на газ. Решение было простимулировано эпизодическими выступлениями жителей некоторых регионов, в частности Полтавской, Киевской и Харьковской областей против значительного роста стоимости газа после нового года.

Правительство, проявив маркетинговую смекалку, зафиксировало максимальную цену на голубое топливо на отметке 6,99 гривен за кубометр. Было объявлено о победе социальной ответственности над коммунальным беспределом. Хотя с учетом платы за доставку, которая с недавних пор взимается отдельно, стоимость комплекса услуг обозначилась на уровне гройсмановских 8,55 грн.

Любопытно, что на ценах за отопление в крупных городах, таких как Харьков и Киев, кабминовская фиксация никак не отрозилась в сторону облегчения участи плательщиков. В яваре для части потребителей отопление подорожало на 45-50% по сравнению с декабрем 2020-го. Возможно, рост носил ситуативный характер по принципу «так получилось». В феврале-марте цена вернулась на приблизительно прежний уровень.

В апреле максимум, установленный Кабмином, уже не действует. У части поставщиков цена за кубометр около 8 гривен или выше.

С 1 января был отменен льготный тариф на электроэнергию: первые 100 киловатт по 90 копеек за один киловатт (за 100, соответственно 90 гривен). Именно этот льготный тариф восстановить Рада и отказалась.

На данный момент плата составляет 168 гривен за 100 киловатт. И по некоторым слухам из коридоров власти – это далеко не предел.

Долги населения за коммунальные услуги на конец прошлого года составляли 73 миллиарда гривен. Более свежих данных мастера коммунальной статистики еще не испекли, но вряд ли произошел резкий прорыв в сторону погашения.

Правда, не исключено, что позиция «все равно платить не будем» может уйти в небытие.

В Министерстве юстиции Украины 23 марта издали приказ, по которому с должников перед государством, могут взимать принудительно деньги со счетов или блокировать банковские карты.

Ранее банки могли автоматически по требованию частных и государственных исполнителей блокировать счета только по долгу за алименты. По прочим видам задолженностей нужно было писать отдельный запрос. Процедуру перевели в онлайн-режим. Сейчас в Украине зарегистрировано 5,5 млн должников. Лидируют должники за коммуналку, штрафам за нарушение ПДД и алиментщики.

Казалось бы – этюдное решение. Но любая палка имеет два конца. Даже та, которой намереваются огреть должников. Массовое применение подобной меры может основательно подорвать доверие мелких вкладчиков к банкам. Кто же захочет держать деньги на карте, которую в любой момент могут заблокировать?

Стоит отметить, что, если правительства Яценюка и Грайсмана смело декларировали только повышение платы за коммуналку, «новые лица» развернули борьбу за снижение местами бескомпромиссную, местами ожесточенную.

В ноябре 2019 года недавно избранный президентом Владимир Зеленский потребовал от министров снизить тарифы на отопление уже с декабря.

В конце декабря 2019 года президент на заседании Совета развития громад и территорий поставил правительству задачу разработать решение для уменьшения тарифов на коммунальные услуги для населения.

Тогда глава государства изрекал: «Не может «платежка» за коммуналку быть для человека приговором».

Люди, по версии оратора, не должны отдавать от 50 до 70% заработной платы за коммуналку.

В феврале 2020 года на совещании с Кабмином и руководством «Нафтогаза» глава государства потребовал, чтобы цены на отопления во всех областях был снижены на 25-30%.

И наконец в январе 2021-го президент поручил Кабмину в кратчайшие сроки решить проблему высоких цен на газ для населения.

Как показала итоговая ситуация, попытки главы государства и двух кабминов протянуть руку помощи простым потребителям коммунальных услуг неизменно терпели неудачу. Расстояние между народом и управленческими элитами - значительно больше длинны вытянутой руки. Как тут не вспомнить старика Крупского с его рассуждениями о нелегкой доле господ декабристов.

Попробуем предположить, что коммунальные тарифы продолжат рост. И в текущем году, и в последующих, так как речь идет не только об отжиме заработных плат потребителей, но и накоплений на «черные» и «розовые» дни.

Впрочем, подобную отстраненность от интересов среднеаттического налогоплательщика вряд ли стоит ставить в вину действующим высокопосадовцам. С трудом представляется, что оные не желали бы более высокого уровня благополучия для своих сограждан. Однако любые макрожелания сводятся на нет микроспособностями.

Дмитрий Михайлов