Без Минкульта разлезется

2388

Пока в Украине анонсируются громкие преобразования во всех жизнеобразующих направлениях, в пыльных министерских углах томятся те сферы, которым не суждено познать вкуса реформ. Остаточный принцип финансирования, неприоритетные задачи и вот этот вот непередаваемый, уникальный дух советского ЖЭКа, царящий в коридорах профильного министерства. Это те признаки, по которым вы всегда можете определить: этот блок не просто отсутствует в плане реформ, он не числится там потому, что руководители уверены – здесь все в порядке. Встречайте: многострадальная, овеянная мифами и легендами украинская культура и ее сегодняшний кормчий, Вячеслав Анатольевич Кириленко.

Опытного аппаратчика, более десяти лет подвизающегося в украинской политике, назначили на пост министра культуры и вице-премьера по гуманитарному блоку в декабре 2014 года. Глупо было ожидать, что в условиях внешней войны культура станет самым реформируемым направлением с большим финансированием. Однако все еще теплилась надежда, что этого забитого и увечного карлика национальной идентичности хотя бы вытащат из пыльных закромов, отмоют, причешут и начнут показывать людям со словами «вот смотрите, какой он был при папередниках и какой он станет при нас». Не случилось. Умирающую отрасль отдали человеку, который сразу установил там ЖЭКовские порядки  и продемонстрировал полнейшую закрытость и непонимание собственных задач в области культуры. Странно, не правда ли, особенно учитывая опыт Вячеслава Анатольевича на аналогичном посту десять лет назад. Однако первое же интервью с ним (с шедевром можно ознакомиться на официальном сайте Минкульта) показало: никто и не планирует превращать ведомство из филиала прачечной в сколь-нибудь полезный деятелям культуры орган. Напротив, интервью озаглавлено следующей цитатой Кириленко: «Если бы Минкульта не было, то вся гуманитарная сфера разлезлась бы». То есть, вся деятельность предшественников Кириленко в этом кресле была ок. И с самой культурой в Украине все ок, просто не лезьте своими нечистыми журналистскими ручонками в наши концепции и стратегии. Мы обо всем знаем и обо всем в курсе, и инициативы поддерживаем, и национальный культурный продукт хотим развивать, вот только с вами разговаривать об этом не будем. Это была краткая выжимка из первого интервью нового министра – все, что вы хотели знать о развитии украинской культуры, но вам не удалось выспросить об этом у министра.

Теперь перейдем от госмашины к культурным реалиям. В отличие от анализа министерской детельности здесь процесс оценки несоизмеримо проще – вы всего лишь нажимаете кнопку телевизора и выбирете телеканал. М1, например, входящий в структуру холдинга Пинчука StarLightMedia, где ротируются клипы молодых и не очень исполнителей. Эпические тексты из трех слов, luxury-стилистика начала девяностых, полуголые телки (кто сказал женщины? Нет, именно телки) с лицами кукол из секс-шопа. Можно выдавить Поплавского из Верховной Рады, но невозможно выдавить Поплавского из себя.

То же самое, только уже в стадии агонии, творится в музыкальной ротации региональных каналов. Кто хочет прикоснуться к прекрасному – добро пожаловать, например, на харьковский канал Фаворит ТВ. Кто-то все еще плюется в сторону советских Голубых огоньков? Зря, в сравнении с современной поп-культурой это была классика, «Анна Каренина», можно сказать, против детективов ранней Донцовой. Кто должен отвечать за проникновение в мозги всего этого околомузыкального кала, Вячеслав Анатольевич? Не тот ли Минкульт, без которого гуманитарная сфера разлезлась бы?

Щелкаем дальше. Ток-шоу «Говорить Україна» на одноименном канале – «в проекте обсуждаются события, всколыхнувшие страну, и темы, значимые для тысяч людей». Это сами организаторы так позиционируют свой продукт, выходящий в прайм-тайм. Вас заинтересовали темы, значимые для тысяч людей в период войны и всколыхнувшие страну? Пожалуйста: одиннадцатилетний мальчик вангует смерть односельчан, односельчане в шоке, телезрители – вообще в прострации от такого феномена. Травести-дивы – в студии передачи с миллионными рейтингами раскрашеные мужики в париках и трактористскими руками доказывают, что они не куклы, а вполне себе взрослые дядьки. Директор медколледжа завел себе гарем, девушку обзывают уродиной из-за непропорционального подбородка, молодая мать пришла жаловаться «в телевизер», что ее сын весит слишком мало для его возраста. Еще раз: молодая мать разбирается со смертельно опасным диагнозом сына не у врача, а в телестудии. Вы точно знаете за стратегию национального культурного продукта, господин министр?

Все эти фрик-шоу, возникшие по большей части еще задолго до революции достоинства и продолжающие до сих пор удерживать рейтинговые позиции, говорят об одном: культура в Украине находится на глубочайшем папуасском уровне, где между действительно классным продуктом и корзиной грязного белья обязательно выберут последнюю – просто по причине отсутствия первого. Между тем книгоиздатели и производители кинопродукта продолжают волком выть от отсутствия льготного налогового законодательства в своей сфере. Издаваться по-прежнему выгоднее в братской стране-агрессоре, а актеры, музыкальные исполнители и другие творческие люди уезжают работать за пределы Украины, потому что, вопреки распространенному заблуждению, голодный художник – не есть хороший художник.

Как бы иррационально это не звучало, культура государства Украина нуждается в реформах ничуть не меньше экономического блока, социальных механизмов или давно разваленной машины обороноспособности страны. Просто первая тройка – в силу объективных обстоятельств – сейчас находится под пристальным вниманием общественности, поэтому здесь хотя бы изображается некое подобие преобразований. Культура же опять оказалась в роли младшего брата, которой даже не дают обносков с плеча старшего, зато назначают ему няньку, которая утверждает: у нас все хорошо, нам ничего не надо, все идет своим чередом.

- Вы будуте продолжать инициативы ваших предшественников во главе с Евгением Нищуком? Можете их назвать?

- Какие-то – буду. Назвать их могу, но не вижу необходимости (из интервью Вячеслава Кириленко порталу Insider).

Когда министр понимает стратегию своих действий, но не понимает необходимости говорить об этом с гражданами своего государства, это означает, что реликтовый монстр ЖЭКовского менеджмента поселился в голове Вячеслава Анатольевича всерьез и надолго. И еще из того же интервью:

- Если бы у вас была возможность выступить на всех украинских каналах одновременно, что бы вы сказали?

- Я люблю Украину.

- И все?

- Да.

«Точно все?» хочется переспросить Кириленко вслед за коллегой из Insider. А может, надо было бы крикнуть во все эфирные уши: ауу, народ, творите! Мы будем оказываать всяческое содействие молодым талантам, а не давать первертным старперам типа Олега Гаврилюка звания Народного артиста. Мы будем в кровь биться с Верховной Радой за налоговые льготы для украинских рекординговых компаний, а не выделять под 1%-ный земельный налог здания в центре под «творческие мастерские», которые потом чудодейственно субарендуются под офисы. Мы будем давать шансы талантливым и перестанем всячески тянуть конъюнктурщиков, обслуживавших власть, как и сам Кириленко, «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Мы признаем, что украинская культура нуждается не в реформах, а в создании с нуля, с полного абсолютного нуля.

И хвала Всевышнему, что Кириленко на своем посту, вернее, на обоих своих постах, пока что пассивно бездействует, потому что национал-демократическая изобретательность, помноженная на функциональные возможности, может дать такие плоды, что трипольская культура Ющенко покажется нам фэнтезийной пьесой в один акт.

- Я люблю Украину!

- Это все, что вы хотите сказать ее народу?

- Да.

- Ок. А есть еще какие-то предложения по гуманитарному блоку?

Александр Костенко