«Антиковидные смартфоны» и апофеоз политического креатива

4720

Еще не все граждане успели потратить «антиковидную тысячу», как на эпоху бедности обрушился новый сокрушительный удар. Отечественным пенсионерам дана команда приготовиться к резкому улучшению материального благосостояния. В стране стартует новый, одновременно и антиковидный, и социальный проект. Одно из рабочих названий «Е-бабуся» - не очень благовидное по начертанию и звучанию, но, очевидно, в данном случае креативный штаб президента решил не ужиматься в узких рамках условностей, а дать волю полету фантазии по принципу: «гулять, так гулять».

Глава государства Владимир Зеленский в ходе «Diia Summit 2022» выступил с заявлением, что вакцинированные от коронавируса украинцы старше 60 лет в скором времени получат от государства современный смартфон с льготным тарифом от мобильного оператора.

Инициатива – вне всякого сомнения очень нужная и важная – вызывает целый ряд дополнительных вопросов, основной из которых озвучил еще несколько десятилетий тому назад персонаж культовой кинокомедии: «За чей счёт этот банкет?»

Калькулятор в руки

Раздача «антиковидной тысячи» могла обойтись государственному бюджету примерно в 14 млрд грн. Возможно, не все воспользуются данной социальной услугой, и какая-то часть суммы будет сэкономлена (объективно, не для всех тысяча – деньги, эпоха либерально-буржуазной демократии породила категории граждан с повышенным уровнем материального обеспечения). Но мы будем ориентироваться на базовый показатель.

500 миллионов долларов – деньги с одной стороны небольшие. Иной отечественный олигарх мог бы, не особо затягивая пояса, осилить такие расходы самостоятельно. Но для нерезинового отечественного бюджета – сумма значительная.

Смартфоны, по оценкам организаторов акции, могут получить 8,5 миллионов пенсионеров. Самый дешевый смартфон стоит порядка 2 500 тысяч гривен. Производим умножение, получаем 21,25 миллиарда гривен. Или примерно 760 миллионов долларов. Если же брать далекие от совершенства, но относительно сносные гаджеты тысяч за 6, то итоговая сумма может увеличиться до 51 миллиарда гривен, а это едва ли не 5% государственного бюджета. Как говаривал в литературной классике гигант мысли и предводитель команчей: «Однако».

Деньги немалые, особенно, если учесть, с каким трудом отечественное правительство добивается права получение кредитных траншей от международных финансовых организаций.

Почему именно смартфоны?

Критики проекта могут сочинить самые невероятные версии – от реализации коррупционных схем с откатами до подкупа избирателей.

Например, некая компания занимается реализацией смартфонов, но бизнес продвигается не особо уверенно. Госзаказ может стать не то чтобы спасительной соломиной, но вполне приятным бонусом за умеренный откат. В коррумпированных странах нередко так и происходит. Но в динамично развивающихся по европейскому курсу государствах подобные девиации практически невозможны.

Не исключено, что наиболее радикальные политические оппоненты выступят с намеками на подкуп избирателей, тем более что согласно политическим стереотипам именно пенсионеры являются наиболее активными участниками избирательного процесса (статистически это не подтверждено). Отдаленность выборов является кажущейся. Парламентские могут состояться уже осенью 2023-го. До президентских – два года. Но ведь и раздача смартфонов состоится не завтра и не за один день. По версии организаторов, большая часть смартфонов будет выдана в текущем году. А это значит, что процесс планируют растянуть на годы.

Смартфон в плане подкупа может быть гораздо предпочтительнее гречки и сгущенки, так как гречка забывается сразу же после употребления. Смартфон – вещь долгоиграющая, при бережном отношении может служить несколько лет, то есть будет напоминать о себе владельцу ежедневно. Особенно если совершить автоматический звонок в день голосования просто с пожеланием счастья и здоровья.

Но опять же, подобное возможно только в странах, где интересы политического класса оторваны от интересов широких народных масс. Следует различать подкуп избирателей и социальную ответственность, несмотря на то, что граница между ними может казаться на первый взгляд размытой.

Почему же в качестве антиковидного подарка от налогоплательщиков для бывших тружеников города и села выбран смартфон – вполне объяснимо. Диджитализация, цифровизация, преодоление технофобии.

Критика проекта

Одно из магистральных направлений критики президентского проекта наметил Telegram-канал «Злой журналист»:

«Вакцинорованные пенсионеры получат по смартфону!

Пенсионеры с пенсиями по 50 долларов. Пенсионеры с долгами по коммуналке, отрезанным светом и водой. Пенсионеры, 9 млн из которых не доедают (по данным ЮНИСЕФ). Пенсионеры, которые стоят в километровых очередях на бесплатной раздаче обедов от волонтеров. Пенсионеры, которые сжигают заборы и двери зимой, потому что у них не хватает денег на уголь и бревна. Пенсионеры, которые продают ордена на Петровке по выходным, чтобы купить буханку хлеба. Все они получат по смартфону. Ура!»

По данным Министерства социальной политики, средняя пенсия в стране – около 4 тысяч гривен. Учитывая значительный рост цен за последние полтора-два года и широкий круг потребностей современного человека, 4 тысячи гривен – минус коммуналка, минус оплата средств гигиены, лекарств, телефона, интернета, скромной одежды, хотя бы минимально отличающейся в лучшую сторону от обносков - действительно не позволяют обеспечить полноценное здоровое питание. Иной чиновник или депутат съедает бабушкину пенсию за скромным ужином в не самом роскошном ресторане.

Но возникает вполне закономерный вопрос: «Каким образом лишний смартфон помешает пенсионерам плохо питаться?»

«…И лучше выдумать не мог?»

Только ленивый из представителей экспертного сообщества не оттоптался по рабочему названию социального проекта - «Е-бабуся» (на русском - «Е-бабуля»). Справедливости ради следует отметить, что организаторы проекта  предложили ряд названий: «Е-дідусь», «єСмартфон» и «Бабусяфон». Но ажиотаж вызвал только вышеуказанный вариант, отдаленно напоминающий бородатый анекдот о том, что в сборной по гребле на байдарках участвуют два сказочных персонажа – Гребибля и Гребубля.

Но в мире, где и эстетические, и зачастую этические ориентиры несколько смещены, небольшой скандал является гораздо лучшей рекламой, чем респектабельные видеоролики с текстами, зачитанными хорошо поставленными дикторскими голосами.

Мало кто обратил бы внимание на юную модель, если бы оная не отписалась о своей поездке на знаменитый остров в океане словосочетанием «Сказочное Бали» без пробела. Подпись приобрела широкую популярность, попала в Викисловарь, и даже сам Навальный использовал ее в антиправительственной агитации.

С не меньшими основаниями можно предположить, что и создатели «Е-бабуси» ужа застолбили за собой место в истории сетевых мемов. А это по силам далеко не каждому. Впрочем, попробуем спрогнозировать, что в творческом штабе президента предпочтут остановиться на нейтральном «Бабусяфоне» или же ином, еще не сформулированном названии. Праздник креатива тоже не может продолжаться беспрерывно.

Дмитрий Михайлов