Антикоррупционный суд, или Полная Уганда

2594

Если главным событием прошлой недели стала встреча американского угля в одесском порту с оркестром и последующим торжественным вручением двух целлофановых пакетов с полезным ископаемым главе государства и премьеру, то в номинации “Заявление недели” безоговорочным лидером является фрагмент из спича президента Порошенко на Ялтинской конференции YES-2017 в Киеве.

 

Наибольшее внимание публики привлекло обращение к иностранным гостям, посвященное проблематике создания (вернее не создания) так называемого антикоррупционного суда. Глава государства даже предложил провести некую развивающую игру с поднятием рук:

“Поднимите руки, пожалуйста. В ваших странах есть антикоррупционный суд? Может, во Франции? Может, в Польше? Может, в Швеции? Может, в Германии? Может, в США есть? Где есть антикоррупционый суд? Нет рук у нас поднятых. А где существует антикоррупционный суд? В странах, которые показывают хорошие результаты в борьбе с коррупцией? В Кении, например, в Уганде, Малайзии и в Хорватии. Но я говорил с премьер-министром Пленковичем, они не очень довольны структурой антикоррупционного суда. Возможно, причина не в названии учреждения, а в доверии и профессиональности судебной системы. В такой ситуации я надеюсь, что мы можем создать антикоррупционную палату в следующем месяце”.

Целый ряд раскрученных медиа-персон, в том числе и из пропрезидентского блока, посчитали данное заявление демонстрацией поведенческой линии, описанной Михаилом Кругом в балладе о внезапно оборвавшемся взаимном чувстве сотрудника правоохранительных органов и женщины из криминальной среды.

Проявивший недюжинную наблюдательность член пропрезидентской парламентской фракции Мустафа Найем заметил появление в риторическом арсенале главы государства еще одного приема манипуляции массовым сознанием, который он назвал “сам дурак”. В очищенном от бытового налета варианта к определению данного метода можно было бы употребить иное понятие - “параллелизация жизненного опыта”. Этот прием - отнюдь не нов. Известен случай, когда отправившаяся в турпоход девочка отказывалась мыть руки и ноги, задавая доброжелателям встречный вопрос: “А белочка моет лапки? А зайчик моет ушки?”

Попробуем предположить, что данный элемент построения публичных выступлений будет использован еще неоднократно. Например, при очередном повышении тарифов можно спросить аудиторию, в какой из стран Евросоюза газ для населения стоит 257 долларов? Причем, в тексте практически ничего менять даже не придется: “Может, во Франции? Может, в Польше? Может, в Швеции? Может, в Германии?..”

Во всех вышеперечисленных странах газ для населения стоит гораздо дороже.

Другой член пропрезидентской команды нардеп Лещенко смотрит на перспективы создания антикоррупционного суда еще более пессимистично, уже со ссылкой и на генпрокурора Луценко:

“Узнал подробности сегодняшней встречи Порошенко с международным бизнесом и инвесторами. Один из самых острых вопросов касался создания отдельного антикоррупционного суда. На что присутствующий генпрокурор Луценко заявил - не бывать такому, максимум - антикоррупционные палаты в старых судах. А Порошенко добавил, что отдельный антикоррупционный суд существует только в африканских странах. А Украина - не Уганда”.

При желании нардеп мог бы напомнить генпрокурору  о существовании Закона “О судоустройстве и статусе судов”, который глава государства собственноручно подписал еще в июле. В статье 31-й закона “Виды и состав высших специализированных судов” указывается, что таковыми являются: Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и – внимание - Высший антикоррупционый суд.

Но в данном конкретном случае демонстрация юридической эрудиции не имеет ни малейшего практического приложения. Во-первых, сроки создания антикоррупционного суда размыты. Во-вторых, в каждом нормативном акте помимо буквы закона должен еще присутствовать и дух закона, позволяющий трактовать правовую норму то широко, то узко, в зависимости от текущей потребности.

Можно даже констатировать, что отвечая на вопросы, связанные с созданием антикоррупционного суда, уклончиво и неконкретно, глава государства занимает вполне взвешенную позицию.

Не столь отдаленный исторический опыт показывает, что штамповка массы антикоррупционных органов, даже если она сопровождается тотальной эйфорией и барабанным грохотом, не является гарантией снижения уровня коррупции.

После 2014 года в Украине было создано несколько антикоррупционных органов:

- Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ);

- Национальное агентство предотвращения коррупции;

- Специализированная антикоррупционная прокуратура;

- Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.

Плюс к тому антикоррупционной борьбой в силу своей компетенции занимаются Генпрокуратура, полиция, СБУ, вышеупомянутый нардеп Лещенко, подвергавшийся задержанию по подозрению в коррупционных деяниях нардеп Мосийчук и еще множество общественников-грантополучателей.

Здесь впору звать Карла, но и ему хоть иногда следует давать отдохнуть.

Каков результат? Тотальная антикоррупционная борьба ни на одну позицию не сдвинула Украину вверх с занимаемого уже несколько лет 131-го места в Индексе восприятия коррупции. И пока факторы, которые бы помешали антикоррупционному суду сразу же после создания стать еще одним коррупционным, практически не просматриваются.

Единственным шероховатым местом в президентском заявлении, пожалуй, является появление Малайзии в ряду стран, используемых для проведения параллелей. Если Уганда и Кения действительно заметно отстают от Украины и по уровню ВВП на душу населения, и по занимаемым позициям в антикоррупционных рейтингах, то сравнение Украины с Малайзией выглядит, как минимум, притянутым за уши.

Более-менее на уровне порядка чисел сопоставима лишь численность населения. В Малайзии проживает 31 млн человек. Иные же сравнительные характеристики стран по итогам 2016 года выглядели следующим образом (данные МВФ).

ВВП (номинал):

Малайзия – 296 млрд долларов (38 место);

Украина - 93,3 млрд долларов (65 место).

ВВП на душу населения (номинал):

Малайзия - 9 360 долларов (65 место в мире);

Украина - 2 194 долларов (131 место).

ВВП по паритету покупательной способности на душу населения (считается более объективным показателем):

Малайзия – 27 267 долларов (46 место в мире);

Украина -  8 305 долларов (113 место).

Позиция в Индексе восприятия коррупции:

Малайзия – 55 место;

Украина – 131 место.

На таких же недостаточно развитых представлениях о современной экономической географии в свое время попался бывший соратник президента Михеил Саакашвили, утверждавший, что если экономическая история страны будет и далее развиваться в избранном направлении, то Украина скатится до Габона. Однако при более детальном изучении вопроса выяснилось, что ВВП на душу населения в Габоне почти в 4 раза превышал аналогичный местный показатель.

Впрочем, крайне неширокий кругозор аудитории, обычно собираемой представителями местного политического бомонда, делает подобные ляпы практически неразличимыми в общем потоке исходящей от управленческого класса актуальной информации.

Габон головного мозга

 

Дмитрий Михайлов