Антикарантинный бунт по-украински

1642

Карантинные мероприятия уничтожают малый и средний бизнес в стране, но страх власти перед распространением коронавируса при крайней ненадежности медицинской системы – пока что выше.

29 апреля мелкие предприниматели попытались покачать права перед зданием Кабинета министров. В этот день в правительстве как раз должен был рассматриваться вопрос об открытии рынков.

Напомним, что с целью предотвращения распространения коронавируса Кабмин запретил работку рынков, всех магазинов кроме продуктовых, заведений общепита, предприятий сферы услуг и так далее.

Карантиномайдана пока не получилось. Полиция вяло потолкалась с протестующими с нарушением карантинной дистанции (без хотя бы мизерабельного скандала акция из восстания автоматически превращается в массовое народное гулянье). Протестующие провозгласили несколько оскорбительных реплик в адрес правоохранителей.

Два года в масках, или Зачем был нужен карантин в Украине

С борьбой за «право на труд» (ведение бизнеса) активно соперничала борьба за карантинную справедливость. Попытки притопить коллег по бизнес-цеху вряд ли стоит относить к разряду добросовестных, но как говаривал топер во время пожара в кинозале: пропадать, так с музыкой.

Под лозунгом «Карантин – так карантин» представители малого и среднего бизнеса попытались поставить вопрос ребром: или разрешайте работать всем, или запрещайте работать тоже всем.

Для иллюстрации дилеммы авангардная группа бизнес-актива заложила строительными блоками вход в один из столичных ресторанов, который вопреки карантинным запретам продолжал работать, правда, обслуживая не всех клиентов, а избирательно. По версии народного депутат от фракции «Слуга народа», там действует неформальный штаб, в котором депутаты и чиновники проводят деловые встречи.

Литературным сопровождением перфоманса стали цитаты из оруэлловского «Скотного двора»: «Все животные равны, но некоторые ровнее…» (Данное изречение является неперсонифицированной цитатой из литературного произведения).

«Киевское восстание» не первое в стране.

27 апреля на Закарпатье предприниматели перекрыли трассу, требуя восстановить работу предприятий розничной торговли.

Днем ранее, 26 апреля в Херсонской области порядка 250 фермеров перекрыли трассу. Рынки закрыты. Мелкие аграрии не в состоянии продавать выращенный урожай.

Еще недавно отечественные блогеры сопровождали гомерическим смехом уничтожение санкционных продуктов в Российской Федерации, не предполагая, что свалки продуктов могут появиться на территории украинского государства. Некоторые из фермеров предпочли демонстративно выбросить продукцию на свалку, нежели продать ее по бросовым ценам перекупщикам.

Часть продукции могли бы выкупить активизировавшие самопиарную деятельность в условиях карантина представители различных политических проектов для формирования продуктовых наборов. Но, очевидно, интересы отечественного товаропроизводителя и отечественных же производителей впечатления о себе в данном случае не пересекаются.

Сделаем прогноз, что предпринимательский бунт вряд ли выйдет за рамки локальных малочисленных акций. Как в свое время писал классик: узок круг этих «революционеров». Более узок их круг организационных и материальных возможностей. А, как показывает практика последних полутора десятилетий, организация подъема широких народных масс только обеспеченным людям по силам.

Впрочем, добиться разрешения на восстановление деятельности – это лишь малая часть решения задачи. В возвращении покупателей и клиентов Кабмин поможет вряд ли. Тотальная информационная атака, которой подвергся массовый потребитель в «эпоху коронавируса», может надолго отучить его от посещения скопления людей без особой необходимости. То есть между кинотеатром и телевизором, рестораном и домашней кухней, боулингом и велопрогулкой массовый потребитель в большинстве случаев начнет выбирать второй вариант. И борцы за возврат старых возможностей в ближайшие годы могут остаться не у дел. Если стремление к самоизоляции из временного явления станет социальным трендом, это в любом случае приведет к уничтожению устоявшейся системы взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг.

Екатерина Павловская