А из нашего окна башня Эйфеля видна. Сказ о том, как два Петра окна в Европу рубили

3083

Рижский саммит, который еще пару месяцев назад рассматривался украинцами как судьбоносный, таковым не стал.

Не оправдались главные ожидания: отмена визового режима со странами ЕС не состоялась. Конечно же, разрешение украинцам свободно пересекать европейские границы стало бы очень серьезным идеологическим инструментом, поскольку иных достижений в вопросе приведения страны к евростандартам нет, и в ближайшие годы не предвидится. Отмену виз можно было достаточно длительное время эксплуатировать в околореформаторской риторике, преподнося как фактическое решение евроинтеграционной программы и выполнение всех обещаний, данных электоральным массам. Однако западные партнеры отказываются идти навстречу партнерам восточным.

Впрочем, европейские друзья, видимо, желая, чтобы ушибы для украинцев были не столь болезненными, начали стелить соломку заранее. Уже хрестоматийным стало заявление спикера Еврокомиссии Наташи Берто о том, что желание Украины и Грузии получить безвизовый статус на саммите «очень амбициозно с точки зрения сроков».

В ходе саммита фрау Меркель осталось только еще раз повторить, что сейчас Украина не может получить ни безвизовый режим, ни перспективу членства в Евросоюзе.

Остается только надеяться на покращення в отдаленном будущем, и в качестве отвлекающей терапии проводить время за изучением исторических параллелей. Последнее, к слову, резко набирает популярность в современной политической полемике. К примеру, наиболее стремительную попытку евроинтеграционного прорыва (хотя в ту пору подобная терминология и не использовалась) предпринял царь Петр на рубеже 17-18-го веков. Несмотря на то что современную Украину и петровскую Россию разделяют три столетия, в процессах приобщения к западному миру можно найти некоторые схожие элементы, а различия представляются достаточно поучительными.

Основным общим элементом, помимо того, что главные евроинтеграторы – тезки, притом оба – Петры Алексеевичи (вот такое совпадение, старушка-история - злоиронична)… Ну так вот, таким основным общим элементом является фундаментальный мотив – хотим как у них. Да, можно говорить о том, что в России трехсотлетней давности «как у них» хотел жить по сути один человек, а у нас таковых – миллионы. Однако следует учитывать особенности русского мировоззрения тех времен. Скорее можно было представить царя без народа, чем народ без царя. Поэтому устремления одного человека при проявлении должного уровня одержимости было вполне достаточным.

Основное отличие – Петр Первый - 1, несмотря на достаточно хаотический характер преобразований, имел четкое представление, что необходимо делать, чтобы было «как у них». Он хотел видеть вокруг себя людей не в кафтанах, а камзолах, не в треухах, а в треуголках, не бородатых, а с бритыми лицами, женщин не в сарафанах, а декольтированных платьях, жить не в теремах, а во дворцах, устраивать не пиры, а ассамблеи, тащить в дом всякую заморскую диковину (а то и мерзость), для чего и учредил знаменитую кунсткамеру. И он этого добился.

Принято считать, что Петр прорубил окно в Европу. Но скорее следует говорить о том, что он прорубил окно в Россию. Европа была привезена в Россию. Великое посольство 1697-1698 годов завербовало несколько сотен специалистов, закупило военное и прочее оборудование. По возвращению посольства был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов».

Через пару лет вышел еще один указ – о праздновании Нового года. Текст документа достаточно забавен.

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Реализация проекта «Построй Европу у себя дома» была в общем и целом завершена. Оставалось только достаточно длительное время поддерживать данный курс, пока питие кофея и курение трубок не превратится в привычку.

Остальная европейскость Петра мало интересовала. К примеру, посетив тайно английский парламент и услышав выступления депутатов, он отметил: «Весело слышать то, когда сыны отчества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно». Но о введении в России парламентаризма или хотя бы его подобия еще лет двести не могло быть и речи.

Как представляют себе реализацию концепта «Україна – це Європа» Петр Первый - 2, понять не могут ни аналитики, ни эксперты, ни «пересічні громадяни». Географически Украина и так располагается на европейском континенте. Здесь никому ничего доказывать не надо. В Украине даже целых две географические точки претендуют на статус центра Европы.

Цивилизационно Украина тоже Европа. Украинцы одеваются по европейской моде, им близки и понятны европейская литература, кинематограф, театр, живопись, музыка. Так что, очевидно, проблемы не в этом. Людей интересует больше высокий уровень зарплат, социальных гарантий, обеспечения прав и свобод. То есть «хотим, как у них». И понятие «как у них» по истечении трехсот лет радикально изменилось.

С устремлениями проблем нет, пробуксовка начинается на уровне реализации. Как это сделать? Петру было легко: издал указ «всем курить табак, а по утрам кофий пить с приятностью и любезностью» – и все. А на современном этапе принцип изменения обрядовости абсолютно не работает. Что, кстати, наглядно демонстрирует Украина. Меняются памятные даты, символы, обряды. А Европа не только не приближается. Она – о, ужас - становится только дальше. Даже прием с привлечением иностранных специалистов в сферу управления тоже оказался провальным.

Гиперактивной части электоральных масс был заброшен крючок с наживкой в виде договора об Ассоциации. Представлялось, что одна подпись под данным документом способна решить все вопросы. Однако скоро исполнится год с момента полного подписания соглашения, но ничего волшебного и фантастического не произошло и не происходит. Анхела Меркель не приехала с Еврокомиссией, не уничтожила коррупцию, не организовала эффективное госуправление и не разместила заказы на украинскую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Фактически евроинтеграционная риторика сегодня решительным образом не наполнена никаким практическим содержанием, а ее основная задача – лишь служить инструментом замыливания реальных проблем, таких как упадок экономики, развал социальной сферы, катастрофическое падение уровня жизни, суживание конституционных прав и свобод до права на «одобрямс» политики коалиционных партий и правительства.

Прорубленное окно оказалось крайне узким, больше похожим на форточку. И пролезть в него получается крайне трудно. Зато, если высунуть голову наружу, открывается прекрасный обзор. Присмотревшись хорошенько в подзорную трубу, можно даже Эйфелеву башню можно рассмотреть. Хотя… Если так подумать… Труба ТЭЦ-5 на целых шесть метров выше. А в отопительный сезон и выглядит гораздо привлекательнее.

Андрей Кравченко