Логопеды рассказали о секретах эффективной методики коррекции речи

3231
По статистике, у восьми из десяти украинских школьников наблюдаются дефекты речи.

У кого-то они незначительные и не слишком заметные, а кому-то «фефекты фикции» выливаются в психологическую травму на всю жизнь. Мир детей порой жесток, и обидные дразнилки – самое меньшее, с чем может столкнуться малыш.

Нет смысла тратить драгоценное время, пытаясь самостоятельно «вправить» речь малыша. Куда эффективнее обратиться к специалисту, который быстро, качественно, в игровой форме исправит дефекты речи. Сколько времени может занять коррекционная работа, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков и как правильно организовать работу дома, рассказала «ГХ» руководитель школы «Риторика» Инна Филипьева.

«Эффективность работы во многом зависит от индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. Ребенок может быть скованным или легко идти на контакт, может схватывать на лету или быть тугодумом, но главное – мотивация. Коррекция проходит быстрее и успешнее, если ребенок сам хочет избавиться от проблем в речи. Кроме всего, в этом деле очень важна регулярность. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые закрепляются на последующих занятиях.  Если ходить нерегулярно - знания и навыки теряются», - говорит Филипьева.

По наблюдению логопедов, иногда сами родители не очень адекватно относятся к речевым проблемам у ребенка. Самое распространенное беспокойство – «мой малыш не произносит звук Р».

Согласно существующим нормам развития звуков, сначала ребенок учится произносить звуки б, п, в ,ф , г, к, т, д, потом свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и только после них звуки Р и Л. При этом, если у 3-хлетнего малыша во время разговора кончик языка выскакивает между зубами, ждать самостоятельной постановки шипящих и свистящих не приходится.

Логопеды советуют: лучшее время для исправления звука Р – дошкольный возраст от 4 до 5 лет.

Наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки, считается дислалия. На устранение таких нарушений уходит от 10 занятий до 3 месяцев.

Еще одно распространенное нарушение речи возникает вследствие того, что ребенок не различает близкие фонемы вроде «са-ша, пы-бы, во-фо». Такая дисфункция исправляется в более длительный срок – от 4 до 6 месяцев.

Чуть сложнее поддается лечению дизартрия, которая наблюдается у детей, перенесших внутриутробную асфиксию или переживших родовую травму.

По мнению Филипьевой, очень важно «закрепить» поставленный звук.  А это возможно только при регулярной работе и контроле со стороны самого ребенка и его окружающих - родителей, бабушек, воспитателей в детсаду.

«Коррекция звукопроизношения – это выработка нового условного рефлекса, новой привычки говорить, которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, похвалами, поощрениями и контролем до тех пор, пока привычка не отработается до автоматизма», - резюмирует Инна Валентиновна.  

К трем годам здоровый ребенок должен уметь строить сложные фразы и его словарный запас составляет около 1000 слов. Если к этому возрасту чадо не отличается болтливостью, логопеды настоятельно советуют показать малыша специалисту.

«Если ребенок в 1,5-3 года все понимает, а говорить не хочет, не ждите, пока он сам заговорит. Лучше перестраховаться, сводить ребенка к невропатологу и убедится в отсутствии органических поражений головного мозга», - рекомендует Филипьева.

Школа правильной речи «Риторика» в Харькове

Пл. Свободы, 8, офис 220

Ул. Соколова, 4 (район ХТЗ)

тел.: +38 (057) 755-31-83, моб.: +38 (097) 320-15-68