Зеленский в Харькове. Избирательная кампания стартовала?
Пересечение экватора срока президентских полномочий помимо повода к подведению промежуточных итогов по факту дает старт новой избирательной кампании. Содержимое в верхней колбе песочных часов начинает заметно таять, а последующие два с половиной года президентский каденции пролетят столь же стремительно, как и первые.
Символический старт новой персональной гонке действующий главнокомандующий Владимир Зеленский дал 6 декабря в Харькове, актуализировав данное событие синхронизацией с памятной датой – 30-летием Вооруженных сил Украины.
Начинать агитационный марафон с Харькова - и тактически грамотно, и символично. Как показал опыт политической борьбы последних трех десятилетий, именно на востоке и юге страны сосредоточена основная часть наименее пассионарного электората (можно даже сказать, антипассионарного, более ориентированного на так называемые буржуазно-либеральные ценности), практически бесполезная, когда политическую ситуацию необходимо продавить методом «народного восстания», но абсолютно незаменимая при реализации демократических процедур.
Если совершить небольшой экскурс в отечественную политическую историю, то можно заметить, что в значительной части президентских выборов победа кандидата достигалась при поддержке избирателей южных и восточных регионов. Даже в 2014 году ставший пятым президентом Петр Порошенко сумел решить крайне важную для него тактическую задачу – победить в первом туре – только мобилизовав большинство электората юго-востока. Практически всегда избиратели данного региона бывали обманутыми в своих ожиданиях – вместо приближения к стандартам современного общества потребления предлагалось участие в культурно-исторических дискуссиях, имеющих крайне низкий уровень практического применения для среднестатистического гражданина, ориентированного не столько на решение сущностных вопросов, сколько вопросов насущных – здравоохранение, образование, теплоснабжение, цены, тарифы, транспортные услуги и так далее. Но это, к слову.
***
Акция в честь юбилея Вооруженных сил Украины на харьковской площади Свободы прошла, как говорили ранее, на высоком организационном и идейном уровне, с реверансом в сторону регионального патриотизма в виде ставшего уже трюизмом упоминания о том, что площадь – самая большая в стране и одна из самых больших в мире. Данная часть гордости за родной край у жителей столицы Слобожанщины давно атрофировалась (как утверждают поэты-постмодернисты, размер не главное). Но не все это еще знают.
В 15-минутной харьковской речи шестой президент предпринял достаточно яркую и красноречивую попытку отобрать у предшественника и пока основного персонального политического оппонента – президента №5, первую часть его, можно сказать, сюжетообразующего предвыборного слогана «Армія, мова, віра».
В 2019 году пятый президент, вооруженный данной программой, провалился, не побоимся этого слова, с треском. Возможно, потому, что ему не удалось подняться на одну агитационно-идеологическую ступеньку выше от лозунга «Армия тоже важна» до простого, далеко не нового, но способного охватить более широкий электоральный сегмент тезиса «Народ и армия – едины». Не удается это и действующему президенту. В Харькове находятся два некогда крупнейших в стране предприятия, одно исключительно оборонного направления, второе также имеющее возможность подгрузиться заказами от профильного министерства – завод имени Малышева и ХАЗ. Оба предприятия пребывают в перманентных кризисах различной глубины. Но пока о госзаказах, способных хотя бы поддержать тонущие флагманы отечественной индустрии на плаву, речи не идет. Это обстоятельство, к слову, в значительной мере минимизирует шансы возвращения отечественного танкостроения и самолетостроения на мировые рынке. Мало кто согласится покупать то, чем сам продавец категорически не пользуется.
В хроники региональной истории уже едва ли не золотыми буквами вписаны слова самого же шестого президента:
"Я в шоке, что касается статистики. Нам сказал директор завода, что с 2009 года один танк построили мы с вами, один танк для ВСУ. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год".
По логике вещей, спустя два года можно было бы отчитаться о проделанной работе по преодолению шокового состояния. Этого не произошло. Что может сформировать у стороннего наблюдателя впечатление, будто создание атмосферы движения от победы к победе достигается не за счет объективных показателей, а за счет эмоциональной подачи. Ведь можно сказать: «У нас было всего лишь пять конфет». А можно сказать: «У нас было целых пять конфет». Первый случай описывает состояние некоторого кризиса. Второй – определенного, возможно, не малого, успеха.