Выборы по-харьковски. Почему проиграла партия мэра

4667

Главным, отчасти неожиданным итогом досрочных парламентских выборов в Харькове стало серьезное поражение "партии мэра".

Абсолютно на всех округах города победу одержала пропрезидентская партия "Слуга народа", причем показав результат приблизительно на уровне всеукраинского – от 37% до 41%.

На семи городских округах партия "Оппозиционный блок", по спискам которой харьковский мэр шел 3-м номером, набирает от 8% до 9,5%.

Везде "Оппозиционный блок" занял третье место. Причем, достаточно серьезно проиграв схожему бренду "Оппозиционной платформе", который набрал на различных округах Харькова от 22% до 27%.

Здесь впору призадуматься создателям политических проектов.

Итак, несколько выводов из минувшей избирательной кампании (при этом, что наши выводы - не догма, а не более чем пристальный взгляд со стороны).

Вывод первый

Проект "Партия мэров" лишь на первый взгляд казался имеющим хоть какие-то электоральные перспективы. Первый номер в списке "Оппоблока" Евгений Мураев в предвыборной агитации неоднократно пытался сосредоточить внимание избирателей на том, что в партии присутствует более 70-ти мэров городов и глав объединенных территориальных громад (современный аналог  председателей сельских и поселковых советов). Но более чем прозрачный намек – люди поработали на местах, где-то что-то заасфальтировали, где-то что-то покрасили, то есть прославились конкретными делами – так и не был расслышан избирателем. Возможно, для представителей политсилы, неожиданно оказалось, что выборы в парламент и выборы местные – это как говорят в Одессе, две большие разницы. К слову, мэр Одессы Геннадий Труханов так же был заявлен в списке "Оппоблока" и феноменальной поддержки от собственных избирателей не получил. Поддержка избирателей отказалась еще ниже, чем в Харькове. Хотя не исключено, что на ближайших выборах городских голов и Кернес, и Труханов продемонстрируют неплохие результаты.

Вывод второй

Ребрендинг – большая сила.

Проявить себя в условиях, когда рядом над аналогичной проблемой более-менее успешно трудится человек со схожей фамилией – достаточно непросто. Писателей с фамилией Иванов было несколько, поэтому не все о них слышали и еще меньшее количество представителей широкого круга читателей хотя бы приблизительно понимает, кто из них кто. Чехов был один – и с ним все предельно ясно.

Даже при таком подарке судьбы как первый номер в избирательном бюллетене "Оппозиционный блок" вчистую проиграл практически "однофамильцу" – "Оппозиционной платформе". Не исключено, что это произошло не в последнюю очередь и потому, что для части избирателей разница между "Оппоблоком" и "Оппоплатформой" была приблизительно такой же, как между большевиками и коммунистами для эпизодического персонажа из культового фильма братьев Васильевых.

К тому же в отечественной истории есть положительные примеры удачной перелицовки политического фасада. Если бы такой некогда известный, а ныне полузабытый персонаж как Арсений Яценюк пошел на досрочку в 2014-м под вывеской "Фронта змин", он бы отправился в политическое небытие гораздо ранее, чем это произошло в существующей реальности. Но замена всего одного слова возымела благотворное воздействие на избирателей.

Вывод третий

Магия "перемен к лучшему" все еще не отпускает отечественного избирателя, чем, собственно, обусловлен результат пропрезидентской партии. Хотя за прошедшие после инаугурации пару месяцев новый глава государства успел продемонстрировать, что его мысли, равно как и мысли представителей его окружения – путаны; поведенческая концепция, построенная на активации функции "царя – строгого, но справедливого" – архаична; видение перспективы развития страны – туманны; посылаемые ныне в информационное пространство месседжи слабо коррелируются с предвыборной риторикой.

Избиратель, не то что бы наивен, но, как правило, – оптимистичен (ибо электоральные пессимисты в голосовательное воскресенье демонстративно отправляются на пикники). Ключевыми понятиями в его категориальном аппарате все еще остаются "а что" и "а вдруг". Отсюда, собственно, результат "Слуги народа", причем (редкий случай) значительно превышающий результат лидера проекта в первом туре президентских выборов (примерно 42% против 30%).

Сила политического бренда, ассоциирующегося с приобретшим широкую популярность понятием "новые лица", оказалась таковой, что и на 168-м округе поддерживаемый мэром нардеп Валерий Писаренко с достаточно громким треском проиграл ранее мало кому известной частной предпринимательнице Марии Мезенцевой.

Малоузнаваемые ранее СНовцы достаточно уверенно победили и в остальных округах, кроме 174-го, где политический "динозавр" (в хорошем смысле слова) Фельдман пытается отстоять нардеповский мандат, и 172-го, где «хлебный король» Мисик ведет отчаянную борьбу с временно безработным Здебским.

На волне такого очевидного успеха пропрезидентской партии вполне ожидаемо решение будущего парламента о проведении досрочных выборов на местном уровне в соответствии с рекомендацией классиков "ковать железо пока горячо". И если местные управленческие элиты снова окажутся не способными совершить креативный прорыв, то их дни, очевидно, будут сочтены (опять же не в худшем значении слова).

Дмитрий Михайлов