Все идет по плану

3249

Вместо эпиграфа.

«А при коммунизме всё будет хорошо,
Он наступит скоро — надо только подождать».

(Егор Летов, «Все идет по плану»)

В эпоху постмодернизма опытные мастера предпочитают не тратить время на поиски доселе невиданного, налегая больше на усовершенствование уже накопленного человечеством творческого материала (ибо «ничего нового придумать нельзя, все придумано до нас»). Очевидно, руководствуясь данной доктриной, президентские райтеры решили не отвлекаться на рождение новых смыслов и составить для пресс-конференции подшефного, состоявшейся 14 января сего года, крепенький трек-лист из старых и проверенных хитов, приправив программу мероприятия духом популярной в кругах либеральной интеллигенции еще с эпохи перестройки песни Егора Летова «Все идет по плану».

К несомненным удачам творческого коллектива, работавшего над подготовкой первого в нынешнем году масштабного выступления главы государства, следует отнести выбор времени проведения информационной акции. В конце декабря перья соответствующих акул были бы заточены под итоги уходящего года, радужность которых на несколько порядков ниже, чем у грядущих перспектив. Для январской же повестки дня более подходит не обсуждение ушедшего поезда и того, почему мы на него не успели, а выяснение, когда придет новый, несомненно, более комфортный. Таким образом, гарант имел больше шансов выступать не в «костюмчике» оправдывающегося школьника, а в светлом образе открывателя заоблачных далей, что для его имиджа, несомненно, более полезно.

Догнать и перегнать Януковича, или Уроки политической арифметики

Структурирование информационного потока в соответствии с драматургией карточного гадания – что было, что будет, чем сердце успокоится – максимально облегчило для широкого сектора политически озабоченных масс как понимание происходящих процессов, так и усвоение магистральных месседжей.

Было – что президент признает со всей прямотой и открытостью – даже не плохо, а просто отвратительно. Доллар по сорок, одной ногой в дефолте, дефицит угля и неотвратимость веерных отключений – такими новогодними подарками страну одарил прошлый 2015 год. Но… Врагам не обломилось… Ибо санкции, цены на нефть, кризис у агрессора, плюс «дееспособность коалиции наших друзей»… Естественно, все это не просто так, а благодаря чуткому руководству.

Крайне удачный выбор точки отсчета – 2015-й, а не, к примеру, 2013-й –сформировал у значительной части аудитории ощущение «выхода из», а не «погружения во». А использование практически монополизированной премьером Яценюком темы достижения энергетической независимости от РФ и отказа от «газовой иглы» стало и последним гвоздем в конструкцию достижений уходящего года, и прозрачным намеком на то, что тога спасителя отечества на главе государства смотрится не в пример лучше.

Позиция «что будет» по простоте усвоения тоже может дать фору таблице умножения и правилу «жи-ши». Безвизовый режим – раз. Миллиардные инвестиции – два. Борьба с коррупцией – три. И как писал поэт, «чего же боле?»

Успокоение сердцу в виде соблюдения коалиционного соглашения и кардинальных изменений в правительстве, пополнило копилку политической фразеологии сразу двумя новыми конструкциями: «кредитные кислородные подушки» (от которых президент потребовал отойти) и «инвестиционная терапия» (к которой президент потребовал перейти). И при определенном развитии политической дискуссии оба мема могут стать достойными заменителями уже изрядно набившей оскомину «газовой игле» (раз уж от нее все равно отказались).

Умение по-гроссмейстерски просчитывать все ситуации на несколько шагов вперед позволяло главному участнику пресс-конференции не только аккуратно расставлять все точки над «i» в самых найострейших вопросах, но и сопровождать ответы иллюстративным материалом. «Неожиданное» появление в руках президента графика интенсивности перестрелок в зоне конфликта или демонстративное подписание закона о создании бюро расследований, натолкнувшее ряд наблюдателей на мысли о «заряженных вопросах», следует скорее отнести к качественной работе по формированию пакета домашних заготовок. Поднятие темы минских соглашений и борьбы с коррупцией было настолько очевидным, что практически сводило к минимуму постановочную составляющую и позволяло в отдельных эпизодах работать по схеме «сами придут и сами все зададут». (Ну, что еще, в самом деле, спрашивать у гаранта? Почему наши люди живут так убого? Так Бог его знает! Пойдите, спросите у Бога!)

Суровые годы уходят. Прогнозы на 2016-й: страшные и не очень

Результаты конференции могут оказать существенное влияние на изменение интенсивности и содержания, пожалуй, только по двум очень близким темам: Шокин и его же увольнение.

Все попытки дальнейших нападок на генерального прокурора по поводу его якобы антикоррупционной бездеятельности были пресечены уличением вопрошавших в незнании матчасти. Изъятие антикоррупционной тематики из ведения Генеральной прокуратуры практически наделяет последнюю иммунитетом супруги Цезаря и делает дальнейшие брожения под лозунгом «Шокина – в отставку!» абсолютно бесперспективными. Виктор Николаевич – не при делах. Все, тема закрыта.

В остальном выступающий в несколько измененных аранжировках повторил программу годичной давности: «международная коалиция в поддержку Украины», «миллиардные инвестиции в украинскую экономику», «возобновление украинского суверенитета на Донбассе», «контроль над границей», «нет никакой блокады Крыма», «5 канал не продам», демонстративное подписание закона и «не ищите черную кошку в черной комнате…»

Потребители информационного продукта, в коих любопытство доминирует над леностью, могут просто просмотреть позапрошлогоднюю конференцию для проведения сравнительного анализа. Некоторые, возможно, даже ощутят состояние близкое к душевным борениям сэра Генри Баскервиля при произнесении слов «Овсянка, сэр!» Тем не менее, именно постоянство репертуара играет значительную роль в формировании в массовом сознании более-менее правильной картины мира. Ибо, как учат менеджеры по продажам, никто не купит ваш майонез, если вы не прокричите его название тысячу раз.

Андрей Кравченко