Варягов не пущать
Очередная зрада косит ряды диванных экспертов: украинские таможни хотят отдать на аутсорс иностранным компаниям. «За» и «против» варягов — украинское общество по-прежнему расколото на два противоборствующих лагеря.
Так вот, о предыстории. В апреле текущего года глава фракции «Самопомощи» в Раде Олег Березюк заявил, что Кабмин положительно относится к предложению отдать некоторые украинские таможни под управление зарубежным партнерам. По его словам, премьер-министр дал поручение Минэкономики проработать данную стратегию. Сейчас предложение несколько конкретизировалось, и речь идет уже о британской компании Crown Agents. Арсений Яценюк на презентации реформы Государственной фискальной службы уточнил, что для «эксперимента предлагается отдать наиболее коррумпированные таможни».
А теперь, товарищи, слайды. Как известно, к варягам в Украине (да и не только в Украине) относятся с прохладцей. Дескать, отщепенцы у себя на родине, понаехавшие в неньку, ведут себя как слон в посудной лавке и предлагают такие ужасные штуки, что януковичевская вертикаль власти содрогнулась бы от отвращения. Эта позиция находит широчайшую поддержку в соцсетях: подчас даже самые либеральные персонажи заходятся в зашкваре от очередного назначения Эки Згуладзе, упомянутого уже Абромавичуса или — не к ночи будь помянут — Михо Саакашвили. На самом деле, все эти возмущающиеся — не более чем адепты секты «Доллар по восемь» (в хардкор-эдишен — секта «Федорович, вернись!», совершившая ребрендинг после возросшей активности СБУ в вопросах латентного сепаратизма). Я часто, просто неприлично часто сталкиваюсь с этими людьми и, надо сказать, их гораздо больше, чем об этом принято говорить вслух.
Между тем, проблема отсутствия реформ в Украине прежде всего упирается в вопрос несменяемости власти. Кто там «на камчатке» крикнул, что власть уже поменялась, а в отдельных ведомствах — и не раз? Садитесь, два. Власть в Украине не менялась с кучмовских времен — это факт следует признать как данность. Ну, либо не признать и продолжать жить в убеждении, что мир стоит на трех китах и черепахе. Сегодняшние национальные лидеры — это вчерашние заместители, помощники и члены правительств вчерашних национальных лидеров. Сегодняшние оппозиционеры — это вчерашние главы правительств, министерств, матерые откатчики и распильщики, впрочем, не менее матерые, чем сегодняшние. Все эти люди четверть века были повязаны взаимными бизнесами, обязательствами, поручительствами, дружбами, крестинами своих детей и прочей, вполне естественной, суетой, благодаря которой вместе невозможно, и врозь — никак.
Именно поэтому Ефремовы и иже с ними выходят под колоссальные залоги из-под ареста. Именно поэтому ни один счет чиновника эпохи Януковича не был национализирован и слит в бюджет. Именно поэтому Фирташ в Австрии, Левочкин в Верховной Раде, а Колесников учит нас в фейсбуке как управлять страной в демократическом векторе, а не рассказывает следствию о том, почему авиапространство над страной было долгое время монополизировано одним маленьким реформатором.
И вот у представителей того самого народа (а в преддверии октября корректнее будет называть его электоратом) сейчас адово бомбануло в связи с тем, что Украину отдадут на растерзание бритишам. Или литовцам. Или грузинам — в зависимости от контекста кадровой ротации. Тут вариантов два: либо они не отдают себе отчет, что сейчас экономика и государство находятся под управлением когорты Януковича (не обижайтесь, Петр Алексеевич, но я вас спалил), либо считают, что будущее страны за народовластием, и управлять, например, таможней, действительно может кухарка или рабочий с «Уралвагонзавода». Про последних даже не хочется говорить: они семьдесят лет народовластвовали, и на съездах заседали хлопководы из Узбекистана и рыбаки-поморы, но почему-то страной все равно правил Суслов. А вот первые втайне надеются на возвращение доллара по восемь, и только чиновники Януковича в действующем правительстве, на их взгляд, могут не дать англичанам установить эти свои гребаные демократические и прозрачные правила игры при пересечении товарных масс через границу.
Чем хороши варяги на ответственных должностях в украинской властной структуре? Хотя бы тем, что их ничто не связывает с сегодняшними, вчерашними и даже позавчерашними членами правительств. Хотя бы тем, что они не интегрированы в колоссальную коррупционную мафию украинской бюрократии, не имеют общих бизнесов с политическими оппонентами, не крестили детей тех, кого сегодня надо бы закатать на шконку, да святой крест не позволяет, и не боятся говновбросов в СМИ от обиженных партнеров. Та же британская управляющая компания, которая может зайти на нашу таможню, не опасается козней со стороны, например, Левочкина, потому что у британской компании рейтинги, международный авторитет и вагон успешных кейсов, а у Левочкина рейтинг самого быстрого перебежчика, международный авторитет по распилу и вагон бабла украинского налогоплательщика. Поэтому британской компании глубоко индифферентен любой баттхерт на телеканале «Интер», ибо они знают, что у местных политиков цель одна, и цель эта — не пустить в свою уютную каморку чужака, который порушит святое: наработанные годами схемы координации финансовых потоков.
Другой, и гораздо более печальный, факт заключается в том, что многочисленные папередники будут чинить всяческие препятствия любому варягу на ответственном посту. Это и сейчас происходит на разнообразнейших уровнях. Примеров вам? Спросите у волонтера Бирюкова, что ему говорят кулуарно генералы Минобороны. Спросите у Эки Згуладзе, с какими бюрократическими сложностями она сталкивалась в процессе реформирования МВД. Узнайте. Почему ушел Саша Боровик, а арестованного под камеры главу ГСЧС отпустили на свободу. Почему Квиташвили, Мерило и прочие неглупые люди не могут имплементировать пакет реформ каждый в своем ведомстве? Потому что в каждом министерстве на одного варяга сидит пять замов времен Януковича, три советника времен Кучмы и — в качестве успокоительного демократического печенька — один-два олигарха эпохи Ющенко. Что делают все эти перекрасившиеся борцы за народное счастье? Правильно, следят, чтобы всякие там Абромавичусы не нареформировали нам тут лишнего, и помаленьку вставляют палочки в колесики.
Поэтому я, к собственному огорчению, вангую, что проект сдачи таможен на аутсорс окажется провальным. Экс-глава таможни Калетник, конечно, бежал, но весь миддл-левел менеджмент остался, и сейчас для этого менеджмента отлучение суровыми британцами от корыта смерти подобно. Ибо британская компания одна, а глав региональных таможен в Украине — два десятка.
Бой за аутсорс предстоит нешуточный. Таможня всегда и при любом правительстве была одной из самых доходных кормушек, а потому ожидайте в ближайшее время массированную атаку в СМИ и соцсетях под названием «Ой, государственную границу отдают концессионерам». И если вы истинный патриот, просто запоминайте имена тех, кто будет топтать за то, чтобы англичанам дали отлуп. Именно эти люди не хотят, чтобы схемы, работавшие при Януковиче, сегодня сменились прагматичной и беспристрастной координацией расчетливых европейцев.
И вдогонку. Те, кто кричит «запам`ятай, чужинець, тут хазяїн — українець», напоминают полоумную старушку, которая держит два десятка котов и не хочет пускать санэпидемстанцию в свою зассаную квартиру. Реформы? Не, не слышали; мы уж лучше по старинке, олдскульненько. Без варягов, зато в родном и таком привычном запахе нищеты и бесправия.
А там, глядишь, и варенка для кошечек обратно станет по 2.20.