В состоянии постоянного изумления

2174

 

Не знаю, есть ли сегодня в украинском школьном курсе мировой литературы великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Но мы в свое время его проходили и с его наследием знакомы. Среди множества мудрых наблюдений Щедрина, остающихся актуальными по сей день, есть великолепная фраза: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».

Ну, российская власть этим занимается постоянно и с неизменным успехом, то откусывая от Украины Крым, то ввязываясь в войну в Сирии, то принимая идиотские запреты, то уничтожая продукты, то сажая инакомыслящих и т.д.

Но мы сейчас не о российской власти. Печаль в том, что так же и власть украинская в точности следует завету Щедрина, оставаясь в этом смысле частью былой империи и эфемерного «русского мира», который мы официально так не любим.

Конечно, у нас масштаб не тот, и характер аттракционов изумления поскромнее будет. Но сами такие дивертисменты на потеху почтенной публике и отвлечение ее внимания от сути серьезных проблем осуществляются регулярно, не давая нам скучать.

Только на минувшей неделе у нас и антикоррупционный форум имени Саакашвили провели, и скоропостижно приняли ночной бюджет на 2016 год, и Корбана по новой закрыли, и среди прочего расширили список лиц, представляющих угрозу национальной безопасности Украины.

Каждая из перечисленных акций достойна стать сюжетом хорошего фельетона. Так, антикоррупционный форум поразил воображение парком роскошных лимузинов, на которых асы коррупции съехались в Международный выставочный центр на Броварском проспекте, чтобы обсудить борьбу с самими собой.

Ночной бюджет имени требований МВФ потешил публику, в частности, суммой затрат на Винницкую ОГА (169 млн. гривен – рекорд страны, против 165,2 млн. на Киевскую область и 158,8 млн. на Одесскую область – самую большую в Украине). А также цифрой 24 млн. гривен, которые пытался выхлопотать на фестиваль патриотической песни «Будь вільним!» влиятельный нардеп от БПП Сергей Березенко, счастливый победитель Корбана на скандальных выборах в Чернигове.

Но это так, оживляж, любопытные детали, отвлекающие внимание простого избирателя от негативного баланса госбюджета более чем в 80 млрд. гривен (доходная часть – 595 млрд. грн., расходная – 667,7млрд.). И от того, что запланированный рост прожиточного минимума и минимальной зарплаты полностью соответствует плану инфляции (12%).

Однако это скучная материя и непонятная цифирь. А вот взять ночью злополучного Корбана из-под домашнего ареста в Днепропетровске и отвезти его в Киев, чтобы предъявить новые обвинения и упаковать в тюрьму – вот это экшн, это интересно, есть о чем посудачить.

А еще можно имитировать бурную деятельность, как это делает гуманитарный вице-премьер, он же – министр культуры Вячеслав Кириленко и его соратники, которые развивают украинскую культуру путем достаточно нелепых запретов.

Накануне нового года нашим телезрителям устроили «Санта-Барбару» вокруг «Иронии судьбы», ставшей таким же непременным атрибутом Нового года, как елка и оливье. Народ переживал – покажут рязановский фильм или нет. Потому как актриса Валентина Талызина, сыгравшая 40 лет назад подругу Нади и озвучившая роль Барбары Брыльской, стала фигурантом очередного черного списка Минкульта: что-то она не то сказала недавно по поводу Украины и Крыма. Там вообще подобралась пестрая компания из 83-х персон, где среди откровенно одиозных типов вроде Ивана Охлобыстина или Иосифа Кобзона затесались абсолютно безобидные Наталья Варлей или Сергей Пенкин.

И дело не в эстетической ценности песен Лепса или той же «Иронии судьбы», которая за сорок лет многим попросту надоела. Проблема в том, что ретивые чиновники легко могут передним или задним числом чинить пакости телеканалам в случае показа старого советского кино. Где, кстати, ни Олег Табаков, ни Валентин Гафт, ни Василий Лановой, ни Михаил Боярский, ни Валентина Теличкина и другие не кричат «Слава Путину!» или «Крым – наш!». Да и наше культурное «импортозамещение» в случае запрета произведений фигурантов списка выглядит таким же конкурентоспособным, как «Лада-Калина» против «Мерседеса».                  

Остается только с грустью снова процитировать Салтыкова-Щедрина: «Видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные».

А так – с Новым годом, конечно. С «Иронией судьбы» либо без нее, с Корбаном в тюрьме или под домашним арестом – праздник все равно остается праздником.

Игорь Левенштейн