Убийство Шеремета. Таблетка для памяти

1717

Превращение резонансных убийств в то, что на сленге правоохранителей называют «глухарями» или «висяками», становится в стране широко распространенной практикой.

20 июля исполняется ровно три года со дня убийства известного сотрудника средств массовой информации (интернет-ресурса «Украинская правда» и «Радио Вести») Павла Шеремета, расследование которого высокопоставленные лица объявили «Делом чести».

Напомним некоторые обстоятельства происшествия. Утром 20 июля 2016 года на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко в Киеве взорвался автомобиль, принадлежавший руководителю «Украинской правды» Алене Притуле. В автомобиле находился Павел Шеремет, который скончался на месте. Правоохранители установили, что взрыв был произведен с помощью дистанционного устройства. 

Три года спустя на месте происшествия соберется несколько десятков человек. Будут произнесены речи. Возможно, в адрес власти будут направлены устные вопросы «Кто убил Шеремета?» Затем история перейдет в более спокойный режим до следующей годовщины.

Но не менее любопытными бывают те или иные события, рассмотренные в ретроспективном формате.

Изначальная реакция первых лиц на трагедию была довольно резвой и энергичной.

Кто придумал «Дело чести»?

К главным претендентам на первенство можно отнести Хатию Деканоидзе, чья фамилия сегодня, возможно, не вызывает у широкой публики иных реакций кроме вопроса: «Кто это?»

Будучи одним из членов «грузинского десанта», высадившегося в стране под лозунгами проведения реформ, Хатия получила должность главы Национальной полиции.

После сообщения об убийстве Деканоидзе сказала: «Вы прекрасно понимаете, что для меня «Украинская правда». Павел Шеремет был для меня хорошим знакомым. Он - первый человек, кому я дала интервью. Он был очень хорошим журналистом, поэтому для меня это будет делом чести».

Формально подобные заявления в системе нравственно-этических категорий считаются достаточно серьезными моральными обязательствами. Но спустя несколько месяцев Деканоидзе покинула пост главы Нацпола, и о ее дальнейшей судьбе широкой публике более ничего не известно.

«Дело чести» в 2016-м

Одним из первых 20 июля 2016 года в фейсбуке отписался президент Порошенко: «Поручил правоохранительным органам немедленно расследовать это преступление. Виновные должны быть наказаны».

Смысловое ударение, очевидно, делалось на слове «немедленно». Иначе его присутствие в речевой конструкции вообще не оправдано.

Если исходить из полученных на данный момент результатов, то правоохранительные органы на президентское поручение никак не отреагировали от слова «вообще».

То есть с точки зрения соответствия объективной реальности следовало сказать: «в долгосрочной перспективе», «когда сможете, тогда и расследуете» или что-либо в этом роде.

В схожей стилистике отзвонился и премьер-министр Владимир Гройсман: «Уже обратился к правоохранительным органам с требованием обеспечить быстрое и эффективное расследование того, что случилось».

Требования премьера правоохранители также оставили без удовлетворения по всем пунктам.

Юрий Луценко был более аккуратным, заявив: «Сделаю все, что смогу, чтобы раскрыть преступление».

В данном случае – одно из двух: или генеральный прокурор не захотел сделать все, что может, либо его возможности оказались минимальными.

Глава СБУ Василий Грицак не без уверенности в голосе заявил, что не исключает участия в деле иностранной спецслужбы с целью дестабилизации ситуации в стране.

Министр внутренних дел Арсен Аваков подошел к вопросу максимально практично и сообщил, что полиция готова заплатить 200 тысяч гривен в виде вознаграждения за информацию об убийцах Шеремета. Премия по сей день остается не врученной.

«Дело чести» в 2017-м

В августе 2017 года, комментируя ход расследования, глава государства был по-прежнему решителен и стремителен, выражая полную готовность, как говорят в среде интеллигентных людей, отвечать за торговую площадку.

Далее цитата:

«Мы должны сделать все для того, чтобы и заказчики, и исполнители были привлечены к ответственности. Мы со своей стороны, я со своей стороны, сделаем все, чтобы убийцы были найдены. Я сказал, что это дело чести».

«Дело чести» в 2018-м

Спустя два года после события уровень комментаторов немного понизился.

От Генеральной прокуратуры в фейсбуке выступил не глава ведомства, а руководитель пресс-службы Андрей Лысенко, который сообщил о проведении 20-ти экспертиз, допросах нескольких десятков свидетелей и изучении записей с камер наблюдения.

Первый заместитель главы Национальной полиции Украины Вячеслав Аброськин попытался даже оспорить начавшую укореняться в массовом сознании версию об отсутствии положительных результатов расследования.

20 июля на брифинге в Одессе он заявил: «Многие критики говорят, что нет положительных результатов. От лица уголовной полиции могу сказать, что положительные результаты есть. Проведена работа по определенным направлениям. Сегодня могу сказать, что установлена личность, то есть не конкретное лицо установлено, а человек, которого можно идентифицировать».

Очевидно, имелась в виду личность непосредственного исполнителя. Но последний так и не был задержан.

«Дело чести» по большей части остановилось в 2017 году на выпуске документального фильма, созданного усилиями работников средств информации – «Убийство Шеремета».

«Дело чести» в 2019-м

Новые резонансные убийства отодвинули историю Шеремета на второй план (появление новых проблем, как правило, в значительной степени снижает уровень актуальности старых). В 2019-м участники массовых акций гораздо чаще задавались вопросами «Кто убил Екатерину Гандзюк?» (Работницу Херсонского горсовета облили кислотой; она скончалась в одной из киевских больниц в ноябре 2018-го).

Но скоро и подобные вопросы задавать будет практически некому. Президент Порошенко уже два месяца ходит с приставкой «экс». Василий Грицак также отставлен от должности. На низком старте действующий генпрокурор. А у новоназначенных ответственных работников все еще остается в арсенале прием перевода стрелок на предшественников.

Дмитрий Михайлов