Спикериада, или Бег на месте. Зачем снимают Разумкова?

7238

В вершинах власти – новые кадровые чистки. Не далее как вчера монокоалиция при поддержке идейных попутчиков отстранила спикера Верховной Рады от ведения заседаний, а уже завтра Рада рассмотрит вопрос о его отставке.

Собственных голосов монобольшинства не хватило даже для отстранения Разумкова от ведения заседаний. Из 243 коалициантов сумели мобилизовать только 200.

Все прочие депутатские фракции – ОПЗЖ, «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Голос» в основном проголосовали против. Но «Чип и Дейл пришли на помощь» (с). Депутатские группы «За майбутнє» и «Довіра» подсыпали недостающих голосов – 16 и 18 соответственно. Три голоса долетели от «Голоса» и еще столько же от внефракционщиков. Итого – 240.

Получится ли снять Разумкова при такой невысокой активности членов монобольшинства? Скорее да, чем нет. Очевидно, именно для проверки сил и проводилась проверочная процедура отстранения. Срыв отставки Разумкова будет означать серьезное политическое поражение действующего президента, чего последний постарается не допустить.

Кадровые перестановки в высших эшелонах власти ненамного отличаются от тренировки на беговой дорожке. Движения вперед тоже никакого, зато вносится хоть какое-то разнообразие в информационную картину. Тем более что на фоне публикации Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) утечки внутренних документов 14 офшорных регистраторов, получившей название «Архив Пандоры», требует немедленного отвлечения внимания читателей и зрителей от так называемого «офшорного скандала».

До избрания председателем Верховной Рады именно Разумков являлся председателем партии «Слуга народа» и шел под номером один в партийном списке на досрочных парламентских выборах летом 2019-го. Но даже декларировавшие небывалую сплоченность рядов большевики зачастую расходились по тактическим вопросам. Итак, что же могло вызвать столь острую необходимость замены спикера?

Кто против олигархов?

 

Одной из официальных версий грядущего расставания правящей партии со своим недавним лидером считается расхождения по так называемому «закону о деолигархизации».

По одной версии, данный закон является ключевым в так называемой деолигархизации страны, по иной – инструментом выборочных преследований граждан по имущественному признаку.

Дмитрий Разумков 14 сентября направил принятый в первом чтении документ в Венецианскую комиссию. С одной стороны, поддержка европейской институции укрепила бы позиции сторонников данного закона. Но, очевидно, особой уверенности в том, что отзывы будут именно положительными, нет.

Руководитель парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия раскритиковал действия главы Верховной Рады и назвал их попыткой сбить рассмотрение законопроекта.

Но вероятно, что данный эпизод был не единственным поводом. Ранее Дмитрий Разумков не голосовал на заседаниях Совета национальной обороны и безопасности за применение санкций к различным персонам. По версии спикера парламента, подобные санкции не соответствовали действующему законодательству.

Президентские амбиции Разумкова?

 

Одна из «подковерных версий» гласит, что действующий глава государства отстранением Разумкова от должности спикера пытается нейтрализовать потенциального конкурента на президентских выборах 2024 года.

Согласно социологическим исследованиям UIF и NewImage от 4 октября 2021 года, за Владимира Зеленского готовы проголосовать 32% избирателей. Дмитрий Разумков также фигурирует в рейтинге с результатом 3%. Насколько можно заметить, это не самая популярная политическая фигура. А нарастить электоральный потенциал, пребывая на должности спикера парламента, то есть во власти, далеко не просто. Для нейтрализации Разумкова как потенциального соперника его как раз напротив следовало бы держать на прежнем месте, что не увеличивало бы политического веса последнего, но вынуждало бы его разделять ответственность за возможные социально-экономические провалы.

Так что не исключено, что 32-процентный Зеленский вряд ли рассматривает 3-процентного Разумкова в качестве особо опасного конкурента.

Состоится ли перезагрузка власти?

 

На просторах соцсетей попалась любопытная версия, гласящая о том, что Зеленский не просто снимет Разумкова, а отдаст Стефанчуку (именно его прочат, выражаясь языком литературной классики, в «зиц-председатели») и пост спикера, и фактические функции президента, а сам пойдет на внеочередные парламентские и президентские выборы. То есть, попытается провести перезапуск власти.

Версия крайне шаткая, так как после выборов Зеленский вряд ли получит более выгодные позиции, нежели имеются на данный момент. В случае победы на выборах, что далеко не факт, Зеленский не станет главным президентом, он останется ровно тем же, чем является и сейчас и ровно с теми же полномочиями. Партия «Слуга народа», по данным соцопросов, набирает что-то в районе 20% (против 43% летом 2019-го). А наличный агитационный багаж в виде рассказов о «большой стройке» и борьбе с олигархами явно недостаточен, чтобы совершить стремительный качественный скачок.

Ссылки на опыт Виктора Ющенко 2007 года мало обоснованы, так как Ющенко перезагружался, имея перед собой угрозу создания в Раде конституционного большинства из числа его политических противников.

Вариант запрета на участие в выборах ОПЗЖ может скорее мобилизовать протестный электорат вокруг иных политпросветов, например, значительно усилить более активных и острых противников, например, в лице «Европейской солидарности». Если партия «Слуга народа» окажется в меньшинстве, придется расставаться и со спикерством, и с премьерскими портфелями. А не допустить к выборам еще и «Европейскую солидарность», скорее всего, не позволят западные партнеры. Сохранение демократических процессов, даже на уровне имитации, для них вопрос принципиальный.

Возможно ли автономное плаванье бывшего спикера?

После окончания одной политической истории Дмитрий Разумков планирует начать иную.

Один из телеканалов привел реплику потенциального отставника: «Я надеюсь, что я смогу сформировать команду».

Но как показывает политическая история последних 30-ти лет, формирование команд по силам только обеспеченным людям. На голой харизме (наличие которой еще отнюдь не подтверждено) пробиться к вершинам власти непросто, а, скорее всего, невозможно вовсе. Прежде всего, не особо понятно, у кого именно новый политпроект (в случае его появления, разумеется) способен откусить часть электората. Вряд ли очень много удастся отобрать у «Слуг народа», так как их электорат в значительной части группируется вокруг имени Зеленского. Попастись на поле сторонников Тимошенко и Порошенко тоже вряд ли удастся. Наследство уходящего в политическое небытие «Голоса», вероятнее всего, достанется идейно близкой «Европейской солидарности». Определенные перспективы могут открыться в случае недопуска к выборам ОПЗЖ. Часть электората может переместиться к умеренному Разумкову. Но не факт, что новый политпроект сможет претендовать на нечто большее, чем преодоление заветного 5-процентного барьера.

Дмитрий Михайлов