Шило на мыло? Рада увольняет министров

4726

Кабинет министров Шмыгаля не пал, но пошатнулся. Верховные Рада 18 мая уволила сразу троих министров.

С одной стороны, можно отметить, что всего лишь троих. С другой, если учесть, что в правительстве всего 23 портфеля (вместе с премьерским), то состав Кабмина обновился ни много, ни мало, а на целых 13%. Арифметика – беспристрастна.

В отставку отправились:

министр здравоохранения Максим Степанов;

министр экономики Игорь Петрашко;

министр инфраструктуры Владислав Криклий.

Тема отставки Максима Степанова с поста министра здравоохранения с той или иной степенью интенсивности обсуждалась в медиа несколько последних недель. Третья волна коронавируса продемонстрировала, что мастерство властей в борьбе с пандемией, о котором ранее говорил президент Зеленский, оказалось не столь уж и высоким.

Несмотря на некоторое сокращение уровня заболеваемости в последние недели, уровень смертности остается, мягко говоря, настораживающим. Для примера, по данным Министерства здравоохранения, по итогам 18 мая скончались 227 пациентов. Это примерно 6,13 человек на один миллион населения страны.

В Индии, которая считается зоной коронавирусной катастрофы, уровень суточной смертности ниже едва ли не в два раза. По данным на 18 мая, 3,3 человека на миллион граждан страны.

Темпы вакцинации в Украине – одни из самых низких в мире. Еще один актуальный пример – 18 мая было сделано 19 088 прививок. Для завершения массовой вакцинации (60-70% населения) потребуется примерно лет 6-7, никак не меньше.

То есть, задачи, поставленные президентом страны по проведению массовой вакцинации к 24 августа – к 30-летней годовщине независимости, мягко говоря, под угрозой срыва.

Всего с начала кампании по вакцинации было использовано 994 872 дозы вакцины. Полный курс вакцинации двумя дозами в стране прошли 37 526 пациентов. Это 0,09% от общего населения страны. Один из самых низких показателей в мире.

В Украину, по данным премьер-министра Дениса Шмыгаля, поступило 2,3 миллиона доз вакцин при необходимых примерно 50-55 миллионах.

Собственно, премьер Шмыгаль так и сказал: «Трудно назвать эффективной работу министра здравоохранения».

В подобных условиях выявление некоего ответственного лица, способного квалифицированно исполнить роль «цапа відбувайла», актуализировалась в разы.

Министру Степанову удалось собрать за свою отставку в парламенте едва ли не конституционное большинство – 292 голоса.

Министерское кресло предположительно займет главный государственный санитарный врач Украины, заместитель министра здравоохранения Виктор Ляшко. Это как бы намекает, что Ляшко в министерской команде Степанова выполнял роль «своего среди чужих» (или «чужого среди своих» – нужное подчеркнуть) и за провал вакцинационной кампании не несет никакой ответственности.

Перестановки в руководстве Минздрава должны привести к значительному ускорению и темпов вакцинации, и поставок препаратов из-за рубежа. Для выполнения президентского плана – массовая вакцинация к 30-летию независимости Украины – необходимо производить примерно 550 тысяч прививок в сутки. Если ускорение двух указанных процессов не состоится, то кадровую революцию в отдельно взятом министерстве вряд ли можно будет считать выходящей за рамки шило-мыльной теории. Нельзя же в самом деле верить досужим домыслам, что неким силам местечкового закулисья просто понадобилось новое (вернее, еще более новое) лицо, которое сидит на потоках (мифических, естественно) в отечественном Минздраве. Глупо же предполагать лоббирование частных интересов именно на том участке, где интересы общественные угнетены до крайней степени.

Что касается перестановок в верхушке Министерства экономики и Министерства инфраструктуры, то они не вызывают у стороннего наблюдателя иной реакции, кроме пожимания плечами.

По данным официального агитпропа, экономика – одна из отраслей, в которой отличное соперничает с великолепным. Во всяком случае, в информпространстве сколь-нибудь акцентированная критика присутствовала в крайне дозированных объемах.

В инфраструктурном развитии, опять же по данным официальных и аффилированных с ними источников, которым нет никаких оснований не доверять, совершены стремительные прорывы и скачки, за последние 30 лет невиданные. Программа под условным названием «Большое строительство» практически на 100% имеет отношение именно к инфраструктурному развитию. Возникает закономерный вопрос: что не так? Строительство оказалось не настолько большим? Или большое – не настолько строительством? Где провал? Ткните, пожалуйста, пальцем. (Данные вопросы могли бы стать сюжетообразующими на ближайшей пресс-конференции главы государства, но попробуем спрогнозировать, что публичное действо пройдет по иному сценарию).

Мотивация «по собственному желанию» вряд ли может считаться убедительной, так как самые успешные менеджеры в столь трудное для страны (да чего уж там, для всего мира) время должны находиться на ответственных постах, как командир в чапаевской схеме эффективного расположения корнеплодов на обеденном столе.

Так или иначе, сдача портфелей состоялась. Руководитель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия уже анонсировал новые назначений: на должность министра инфраструктуры – Александр Кубракова, попробовавшего себя в роли главы «Укравтодора», на пост министра экономики – главу Государственной налоговой службы Алексея Любченко. Не исключено, что назначения будут носить и сигнально-символический характер, подчеркивая упор в рамках «Большого строительства» именно на асфальтоукладочную составляющую, а в экономики в целом – уклон в сторону фискализации. И первое, и второе направления вряд ли стоит относить к высоким управленческим технологиям на уровне общегосударственных стратегий. Но в краткосрочной перспективе (выборы, напомним, планируются на 2024 год) имеют шансы себя оправдать.

Дмитрий Михайлов