Секция по антикоррупционной борьбе
Вместо эпиграфа.
Легендарный дракон до сих пор был бы жив, если бы навстречу храброму воину, избранному судьбой, чтобы убить коварную рептилию и самому принять ее облик, из зарослей бамбука вышел другой храбрый воин и предложил сравнить, чье кунг-фу сильнее. (Китайское народное творчество)
Овладевшая сознанием миллионов борьба с коррупцией за последние пару лет плавно трансформировалась в состязание на звание главного антикоррупционера страны, что с точки зрения приобретения рейтинговых баллов представляет для местного политического бомонда несоизмеримо больший интерес. В условиях социально-экономического увядания политическая сила, настойчивее и требовательнее остальных выдвинувшая лозунг «Держи вора!», имеет все шансы на завоевание приза зрительских симпатий, которые впоследствии при необходимости можно свободно конвертировать в симпатии электоральные.
Имея прекрасные стартовые позиции в антикоррупционной гонке, местные политические вожди недавней революции стремительно растеряли преимущество, уступив желтые майки лидеров команде легионеров. В схватке за антикоррупционную корону между одесским губернатором Саакашвили и премьером Яценюком последний пока терпит поражение. Жесткая и крайне эмоциональная критика со стороны легенды реформаторского движения на постсоветском пространстве загнала украинского премьера в глухую оборону. Резкие обвинения в неэффективности реформ, коррупции и связях с олигархами спровоцировали некоторых представителей кабмина на тактические ошибки в виде попыток забросать оппонента стаканами. А распространение видеокомпромата, указывающего на связь Саакашвили с российским предпринимателем, предположительно, владельцем концерна «Уралхим» Дмитрием Мазепиным (что по нынешним меркам – практически криминал), оказалось настолько неподготовленным, что даже сам министр Аваков высказал сомнение в подлинности материала.
Организация и проведение Саакашвили антикоррупционных форумов, собирающих по три тысячи фолловеров, окончательно продемонстрировали, кто на данной площадке звезда, а кто – на разогреве. Проявление интереса к форумам со стороны недавно рожденной в недрах парламентской фракции БПП депутатской антикор-группы и легенды двух майданов Русланы Лыжичко как бы намекает на возможные перспективы консолидации всех конструктивных сил. А крестообразная конфигурация перемещения мастер-класса по борьбе с коррупцией (Одесса – Киев – Харьков – в перспективе Львов) вообще наполняет действие неким сакральным смыслом.
Недавняя харьковская акция (18 января) сыграла выдающуюся роль в усвоении ключевых месседжей организаторов движения: для олигархов Украина – дойная корова, которая уже сдохла, после Майдана стали жить хуже, чем при Януковиче, премьер довел страну до ручки, Саакашвили вернет Украину украинцам и проведет в стране реформы, как в Грузии. А выложенный в сеть за день до сборов фильм «Голгофа для демократии», имевший шансы нанести репутационный ущерб грузинскому экс-президенту, прошел практически незамеченным. Во всяком случае, не вызвал волны коментов, постов и перепостов, как в свое время близкая по тематике картина «Грузинский гастролер».
Антикоррупционный ответ премьера, практически синхронизированный с харьковским мероприятием, выглядел слепой отмашкой после серии пропущенных апперкотов. Реклама электронной системы госзакупок в «10-ти хвилинах з прем'єр-міністром» страдала как минимум двумя существенными недостатками: не совсем удачный выбор «торгового знака» ProZorro и путаница с числами, являющаяся косвенным свидетельством того, что калькулятор в кабмине так и не появился.
Несмотря на то, что последняя более-менее заметная картина о мексиканском Робин Гуде вышла в 2005 году и при участии самого Антонио Бандераса, необходимо признать, что пик славы Зорро пришелся на 70-е годы прошлого столетия, когда за наказание порока вовсю взялись Ален Делон и Родольфо де Анда. А для того, чтобы понять, насколько обращение к традициям благородного бандитства, замешанного на отъеме карамели у богатых и раздачи бедным, не соответствует реалиям сегодняшнего дня, достаточно представить Арсения Петровича в черной маске и широкопольной шляпе. Намного более четкие ассоциации прослеживаются с бородатым анекдотом: «Я писатель-прозаик!» «Про каких еще на фиг заек?» И не исключено, что бренд ProZaik может стать более продаваемым.
Понятно, что соблазн сыграть на созвучии с наречием «прозоро» был огромен. Но члены британской королевской семьи как-то держатся из последних сил, и не пытаются называть себя VindZorro, хотя учитывая интенсивность их социальной активности, имеют для этого все основания.
Попытка огорошить телезрителей огромными числами вполне похвальна, поскольку в большинстве случаев данный прием работает практически безотказно. Однако, повторное воспроизведение премьерского ролика уже наталкивает на некоторые размышления.
«По нашим подсчетам, потери от прямой коррупции и неэффективного управления составляли около 20% от всего объема государственных закупок. А это - примерно 50 миллиардов гривен ежегодно. Это почти столько, сколько заложено в бюджете на Вооруженные Силы Украины», - отметил премьер. Здесь пока все идеально, и сравнение с бюджетом ВС значительно усиливает эмоциональный эффект (коррупционеры способны украсть целую армию).
Заявление номер два: «Результаты впечатляют. Экономия бюджетных средств уже превысила 500 миллионов гривен. И это при том, что сегодня через эту систему производится только 2% государственных тендеров. После полного перехода государственных закупок в электронный формат мы ожидаем экономии десятков миллиардов гривен ежегодно». И вот здесь калькулятор просто незаменим. Если 2% - это 500 млн грн, то 100% - 25 млрд грн. Теряли 50, возвращаем 25. Внимание, вопрос: «А где еще 25 миллиардов?»
В подобных случаях тоже Михаил, и тоже из Одессы говаривал: тщательнее надо, ребята.
«Шахиматом» в соревнованиях по антикоррупционной борьбе может стать создание на основе форумного движения политической партии, появление которой эксперты и аналитики уже анонсируют чуть ли не как решенный вопрос. Остается только придумать подходящее название, что становится практически магистральным вопросом антикоррупционной повестки дня. Ведь, как показывают жизненный опыт, ошибки в деле политического брендинга могут сыграть довольно злые шутки. К примеру, еще не успевшее толком оформиться под рабочим названием «Национальное движение Дмитрия Яроша» уже получило от мастеров аббревиатуры прозвище НАДЯ, подразумевающее, что вполне серьезная и большая инициатива может убиться о нелепую фразу «Моя Надя приехала…»