Рокировки в Кабмине: генерала поменяли на юриста, академика на магистра
Вместо эпиграфа
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!
(Иван Крылов, «Квартет», 1811 год)
В «команде Шмыгаля» замены. Тренерский штаб отозвал с поля сразу пятерых «игроков». Верховная Рада 3 ноября проголосовала за отставку пятерых министров, на следующий день вакансии частично были заполнены, что указывает на высокий уровень подготовки и планирования замен.
Министерство обороны: генерала на юриста
Учитывая, сколько времени и сил руководители правящей партии и исполнительной ветви власти уделяют военной тематике, наиболее резонансной является смена на посту министра обороны. Кадровый офицер еще советской армии с выслугой еще с брежневских времен 66-летний Андрей Таран отправлен в отставку. Карьера военного медленно, но верно двигалась вверх практически при всех правлениях. Хотя в последние годы напоминала качели.
В 2015-м году генерал был уволен с должности главы украинской стороны совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон на Донбассе в связи с подозрением в государственной измене. Но обошлось. Ограничились увольнением в запас по достижении предельного возраста нахождения на воинской службе.
В 2019 году генерал Таран возглавлял предвыборный штаб кандидата в президенты Игоря Смешко. Но в 2020-м уже оказался в команде президента Зеленского в роли министра обороны.
Отныне управлять военным ведомством будет 55-летний юрист Алексей Резников, тоже нюхнувший пороха еще в советские времена в рядах Парашютно-десантной службы СССР.
В малую политику пришел с 2008 года, избравшись депутатом Киевсовета от блока Катеринчука (если кто-то такого еще помнит). Затем примкнул к команде Виталия Кличко, примерив кресло зама главы киевской городской администрации. После победы на президентских выборах Владимира Зеленского органично вписался в команду новых лиц. То бишь, вполне мог бы претендовать на звание «универсального солдата», что хоть как-то привязывает данную персону к теме обороны.
Из масштабных проектов, курируемых Резниковым, стоит отметить организацию «Евровидения» в Киеве в 2017 году.
В «команде Шмыгаля» Резников не станет новичком, так как полтора последних года занимал кресло вице-премьера и одновременно министра по вопросам временно оккупированных территорий.
Программу своих будущих действий Резников в комментариях СМИ описал максимально общими фразами: обеспечение синергии действий Министерства обороны, Генштаба, профильного комитета парламента, Минстратегпрома, международных партнеров и НАТО; изменение подхода к кадровой политике; повышение качества управления, полный аудит министерства, внимание к оборонным закупкам.
Выполнение подобных пунктов практически не поддается проверке. Например, если взять обязательство повысить должностные оклады военнослужащим на 100%, это можно проверить, предоставление рядовому, сержантскому и младшему офицерскому составу 10 тысяч квартир в год можно проверить, закупки четко обозначенного перечня вооружений – тоже. А как узнать, состоялась синергия или нет? Руководство ведомства будет настаивать, что – да. Возможно, кто-то из оппозиции будет настаивать, что – отнюдь. Избирателю останется только верить тем или иным на слово.
Министерство экономии: доктора наук поменяли на магистра
50-летнего доктора экономических наук Алексея Любченко заменила перспективный магистр, 35-летняя Юлия Свириденко. Последняя уже потрудилась в Кабмине на посту первого зама министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Так что опыт имеется. Хотя вряд ли начиная управленческую карьеру в 2015 году в Черниговской обладминистрации, Свириденко предполагала, что через шесть лет окажется в кресле главы Минэкономики, по совместительству – первого вице-премьера. И попробуйте после этого сказать, что социальные лифты не работают.
Что изменится в отечественной экономике после нового назначения? Попробуем предположить, что ровным счетом ничего, так как нет никаких объективных данных, указывающих на перспективы позитивных перемен в краткосрочной (а министры работают только в таких временных рамках) перспективе. Впрочем, это не более чем прогноз, который может и не оправдаться.
Министерство по вопросам реинтеграции оккупированных территорий: юриста заменили на выпускницу военного института
Ушедшего в Министерство обороны Алексея Резникова заменила Ирина Верещук, которая ранее отмечалась повышенной медиаактивностью и наконец получила сколь-нибудь значимый «портфель». Назначение Верещук вряд ли что-то изменит в работе министерства в лучшую сторону, так как ранее его возглавлял еще более высококвалифицированный специалист, которому доверили однозначно более ответственный участок – Министерство обороны.
Министерство по вопросам развития стратегических отраслей промышленности: академика заменили на таможенника
Академика Международной академии аэронавтики Олега Уруского заменил Павел Рябикин, который занимал тоже более чем ответственный пост председателя Государственной таможенной службы.
Очевидно, успехи главного таможенника были не феерическими, так как в отчете Счетной палаты за 2020 год говорится, что во время аудита эффективности деятельности Государственной фискальной службы Украины, Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины установлено, что государственный бюджет недополучил почти 52,8 млрд гривен. Но не исключено, что доля именно таможенников в недополучении была минимальной.
Министерство экологии ждет эффективного менеджера
С должности министра был уволен 48-летний Роман Абрамовский. Однако новая персона на ответственную должность пока не нашлось.
***
Кадровые перетасовки в Кабмине 3-4 ноября – отнюдь не первая попытка поиска оптимального состава правительственной команды. Наиболее резонансной, на уровне грома среди условно ясного неба стала июльская отставка Авакова, который пересидел троих премьеров и, опять же условно, сдулся на четвертом.
В декабре 2020-го состоялась замена на посту министра по делам ветеранов.
Министр здравоохранения – уже третий в данном составе Кабмина, и вряд ли можно со стопроцентной уверенностью сказать, что качество медицинских услуг резко пошло в гору.
В марте 2020-го поменяли министра финансов.
В мае 2021-го усилили кадровую составляющую в Министерстве инфраструктуры.
На капитанском мостике в министерстве энергетики раздает указания по всем вопросам уже пятый персонаж за полтора года. Такая скорость кадровых перестановок вряд ли достигалась в истории страны последних 30-ти лет.
Министр культуры – третий. Министр образования – тоже.
Кабинет министров под управлением Дениса Шмыгаля одна из самых пластичных в кадровом отношении управленческих структур. Выходит ли перераспределение министерских портфелей за рамки парадигмы, задекларированной в широко известной басне «Квартет»? Далеко не факт. В течение последних лет социально-экономический сектор не демонстрировал революционных прорывов, позволяющих подозревать высокий уровень эффективности кадровых перестановок.