Пять безработных и «генерал Барабашова». Новые и старые лица 174 округа

1690

Холодногорский и Новобаварский районы (бывшие Ленинский и Октябрьский), на территории которых расположен 174-й округ, отличился рекордным для Харькова количеством кандидатов-мажоритарщиков. Хотя, на первый взгляд, общее дело 22-х «новых лиц» на данном участке избирательного фронта представляется максимально безнадежным. Им предстоит отобрать депутатский мандат у действующего парламентария, а по совместительству одного из самых известных политических (а, возможно, и исторических) персонажей начала XXI века. Александру Фельдману, уже пару раз побеждавшему в данном округе, будут противостоять семь мелких предпринимателей, пять безработных, менеджер, доцент, охранник, начальник участка, три директора предприятий, один заместитель, ученый секретарь и специалист по продаже книг. Возможно, кому-то поможет партийное знамя, например, пропрезидентской партии «Слуга народа», несмотря на несколько угасающий рейтинг все еще остающейся лидером соревнования по спискам.

Но кому-то партийный фактор скорее повредит. При абсолютно безучастном отношении ко всем политическим проектам и по отдельности и вместе взятым следует отметить, что такие политбренды как «Европейская солидарность», «Гражданская позиция», «Самопомощь» или «Украина славетная», выдвинувшие своих представителей на 174 округе, пользуются в Харькове более чем незначительной популярностью.

Не исключено, что именно из-за невысокого уровня доверия избирателей к политической символике основной массив кандидатов принял ответственное решение двинуть в поход за мандатами самовыдвиженцами.

Несмотря на многоликость кандидатского пула, образ претендента, способного бросить реальный, а не театральный вызов наличному депутату от округа, представляется крайне размытым.

На стороне Фельдмана – колоссальный материальный ресурс. Даже с учетом многолетнего депутатства с более чем скромной заработной платой кандидат до сих пор продолжает включаться изданием «Фокус» в список самых богатых граждан страны. В апреле нынешнего года нардепа расположили на 49-й позиции с активами в 160 миллионов долларов (хотя, конечно же, кубышку Фельдмана - не на глазок, а конкретно, копейка к копеечке – никто не считал). То есть жители района вправе надеяться на… скажем так, посильное организационное содействие (в рамках закона, конечно, а никак не подкупа избирателя) в решении социально-культурных вопросов: покраска лавочки, установка фонаря, организация утренника на День защиты детей, открытки на 8-е марта и так далее в зависимости от степени чуткости и развития фантазии депутата.

За плечами у Фельдмана – колоссальный жизненный опыт. Старожилы утверждают, что лет 10-15 тому назад на сайте одной из коммерческих структур размещалась трудовая биография кандидата, в которой числилось с десяток должностей вроде обрезчика веток в совхозном саду и моторолериста в саду детском.

Даже в открытых источниках рассказы о жизни и деятельности политического персонажа по остроте сюжета вполне могут дать фору, если не «Графу Монте-Кристо», то сериалам о превращении бедного парня в зажиточного бизнесмена. К примеру, в Википедии приводится реплика, приписываемая Фельдману, которая демонстрирует его склонность не выбирать легких путей. В то время когда многие молодые люди протирали брюки на физико-математических факультетах, будущий политик торговал яблоками на базаре:

«Когда мне был 21 год, я с женой ездил охранять сады и сам торговал на Сумском рынке яблоками, как и на Конном, и на Благбазе. И не понаслышке знаю, что такое торговать на рынке, что такое вставать в 5 утра, что такое простоять целый день на ногах, что такое дует, что такое сыро».

«Не понаслышке знаю, что такое торговать на рынке», очевидно, относилось к пониманию нелегкой доли работников торгового бизнеса в условиях крупнейшего в восточной Европе рынка «Барабашово», с которым имя Фельдмана в массовом сознании связано неразрывно. (Хотя использованный выше термин «Генерал Барабашова» носит, конечно же, метафорический характер по исторической аналогии, например, со знаменитым «генералом Харьковым»).

Александр Фельдман обладает неплохо развитой политической гибкостью.

В 2002 году тогда еще начинающий политик прошел в Раду как самовыдсиженец. В 2004-м фигурировал в качестве доверенного лица кандидата в президенты Виктора Януковича (Ныне подобные факты в биографии афишировать не принято и не исключено, что политик в публичной плоскости может подобную информацию отрицать, поэтому используем формулировку «по данным электронных информресурсов»).

С 2005 по 2010-й политик сотрудничал с Блоком Юлии Тимошенко, возглавлял «батькивщиновскую» региональную партячейку и дважды проходил по спискам политсилы в Раду.

В 2011-м вступил в «Партию регионов» и в рядах этого проекта прошел в парламент образца 2012-го. Но после свержения разжалованного из президентов Януковича вернулся в исходную точку - течение самовыдвиженничества.

Чтобы прервать депутатскую серию политического бойца, заседавшего в парламентах 5 созывов подряд, необходим запрос на «новые лица» примерно такой силы, которая наблюдалась на последних президентских перегонах, когда, по версии некоторых политических юмористов, если бы против Петра Порошенко во второй тур вышла табуретка, то она набрала бы 99% голосов.

Среди претендентов на место в парламенте есть еще одна персона, приобретшая депутатский опыт, правда в собрании низшего уровня. Бизнесмен-самовыдвиженец Александр Ткаченко заседает ныне в Харьковском областном совете и один из интернет-ресурсов даже включил его в список основных претендентов. Но более широкой публике о нем практически ничего не известно.

***

174 округ. Холодногорский и Новобаварский районы, 154,5 тысячи избирателей.

В 1998 году в округе победил представитель запрещенной ныне Коммунистической партии Украины Александр Тищенко, набравший достаточно скромные 19% голосов.

С 2002-го в районе наступила условная «Эпоха Фельдмана», который трижды побеждал по мажоритарке, причем последние два раза политическим нокаутом – 59% и 65% соответственно.

По спискам побеждали дважды коммунисты, трижды регионалы и однажды «Оппоблок», что как бы намекает на практическое отсутствие шансов у кандидатов от радикальных или близких к ним по политическим установкам проектов.

 

Екатерина Павловская