Провал, развал, обвал. Новая бюджетная политика

1724

Граждане налогоплательщики и социально незащищенные, затяните ремни. Самолет идет на снижение…

Верховная Рада внесла «коронавирусные» изменения в государственный бюджет по принципу «минимизаторы минимизировали, минимизировали…»

В оппозиционных рядах наморщились лица. Наиболее старательные критики правящего полисегмента активизировали насаждение преддефолтных настроений (впрочем, предчувствие дефолта является совершенно отдельной темой для тщательного изучения).

Попробуем разобраться с цифрами в руках, так ли страшен новый госбюджет, как его монокоалиция намалевала.

Что стало, что было?

Денег не то, чтобы нет. Но управленческие структуры оказались временно не способными обеспечить поступление налогов и сборов в госбюджет в запланированном объеме.

Поэтому доходную часть бюджета сократили на 120 млрд грн.

То есть из принятых 1 010 млрд грн., утвержденных в конце прошлого года осталось 890 млрд грн. или примерно 35 млрд долларов США.

Для примера государственный бюджет первого постреволюционного года – 2015-го – составил 534 млрд грн. или что-то в районе 24 млрд долларов.

Бюджет 2016-го был запланирован в объеме 595 млрд грн., то есть не выше уровня года предыдущего – около 22,5 млрд долл.

Как видим, бывали в период постреволюционной реконструкции годы и похуже, которые проходили под аккомпанемент значительного воодушевления управленческого класса и обслуживающей его группы информационной поддержки.

Минус рост ВВП

По итогам 2020 года прогнозируется сокращение ВВП на 3,9%.

Данный неутешительный показатель мог бы стать серьезным раздражителем для регулярно рапортовавшего о невиданном росте ВВП экс-премьера Владимира Гройсмана, если бы у того были хоть какие-то шансы на продолжение политической или управленческой карьеры на общегосударственном уровне.

В 2014 году ВВП страны сократился примерно на 15%. В 2015-м – еще на 10,5%, по данным Нацбанка.

Но в течение последующих трех лет экономика практически достигла уровня 2013 года.

Что со средней зарплатой?

Основной показатель уровня жизни населения – средняя заработная плата – прогнозируется на уровне 11 000 грн., то есть ее рост в условных единицах, наблюдавшийся в течение последних четырех лет, остановится.

При прогнозируемом общегодовом курсе 29,5 гривен за доллар средняя зэ-пэ составит 372 доллара. Это несколько ниже уровня конца 2013 года – 400, но выше уровня, например 2015-2016 годов – 200.

Как можно заметить, до пробития дна есть еще внушительный запас.

У кого отбирают деньги?

Более всего от бюджетной модернизации пострадают :

Образование и наука – минус 3 млрд грн.;

Министерство культуры – минус 7,2 млрд грн.;

Региональное развитие – 4,4 млрд грн.

Сокращение бюджетных расходов на гуманитарку вряд ли кто-то особенно заметит, по большей степени из-за того, что и ранее у значительной части общественности отсутствовало четкое понимание результативности затрат на подобные сферы.

Регионам же выкручиваться собственными силами вообще не впервой. Тем более что государственные дотации по пути к конечному потребителю практически полностью растворяются.

Сокращение льгот и субсидий на 8,2 млрд грн. в летний период, когда из платежек исчезает основная расходная статья – отопление – вообще мало кто заметит. А в каком социально-экономическом формате весь мир будет встречать новый осенне-зимний период – даже самые отчаянные футурологи прогнозировать берутся с массой оговорок.

Чиновники не пострадают

Широко разрекламированное ограничение доходов чиновников и депутатов десятью минималками, то есть не более 47 000 в месяц (гигантская сумма для абсолютного большинства граждан страны) носит скорее агитационно-пропагандистский характер из-за зафиксированной оговорки – на период карантина. Начало отмены карантинных мероприятий премьер  анонсировал на май, а следовательно, высокооплачиваемым чиновникам придется посидеть на «голодом пайке» менее месяца.

Так что социальная справедливость (вернее ее современный формат, при котором богатые становятся богаче, а бедные беднее) в данном случае не пострадает.

***

Ответ на новые социально-экономические вызовы в стиле «Денег нет, но вы держитесь» совершено не выбивается из общей концепции управленческих практик последних лет. Поэтому ничего принципиально нового в жизни среднестатистического гражданина не предвидится. А насколько позитивно объединенные парламентско-правительственные усилия будут восприняты ударной частью электорального массива, можно будет проверить уже на ближайших осенних выбора. Если таковые, конечно же, состоятся…

Дмитрий Михайлов