Призрак народного восстания
Вместо эпиграфа. Карнавала не будет, карнавала нет. (группа «Мумий тролль».)
Успех двух кампаний по отжатию президентского кресла стимулирует соблазн привлечения широких электоральных масс узкими политическими кругами для решения как локальных, так и стратегических задач.
В условиях перманентного политического кризиса, когда власть, как в истории, описанной классиком революционной практики, может оказаться валяющейся под ногами в ожидании первого не поленившегося ее подобрать, любое появление на улицах столицы более-менее организованных скоплений людей резко активизирует предсказания нового народного взрыва. Недавняя массовая акция, вышедшая в новостных лентах как «марш цивильного корпуса «Азов», в очередной раз вернула в общественную дискуссию тему третьего Майдана.
В подводной части «айсберга», верхушку которого задекорировали требованиями отказаться от принятия закона о выборах на Донбассе, эксперты рассмотрели самые разнообразные скрытые мотивы: от создания алиби перед западными партнерами, требующими более стремительной реализации политической части Минских соглашений, до демонстрации «бицепсов» обуреваемым президентскими амбициями главой МВД Арсеном Аваковым. Но в рамках нашего исследования гораздо больший интерес представляет заявление одного из участников мероприятия: «…в случае попытки проведения таких предательских выборов мы вынесем эту Раду» - с ударением на второй части лексической конструкции, ибо, безусловно, константой любого народного восстания является перемена персонального состава группы ответственных товарищей.
Одесский губернатор Михеил Саакашвили усмотрел в акции азовцев сигнал действующему Кабмину: «Или реформы сделает правительство, или «Азов» и другие так, как они их понимают».
Еще более неприятный прогноз, но уже для президента, выдал политолог Виктор Небоженко, предположивший, что гарант может и не досидеть до конца своего срока.
«Следующий Майдан будет коротким и кровавым. Для его инициаторов или для тех, против кого он направлен. Поэтому я хочу, чтобы президент Порошенко помнил о том, что украинцы могут поддержать его смещение... Ему не стоит жить иллюзиями, что украинцев можно обманывать бесконечно. Ибо путь в ад даже для президента вымощен обманом, цинизмом, жадностью и благородными намерениями», - конец цитаты.
Ни губернатор, ни эксперт в данном случае не совершили никакого идеологического прорыва, отобразив лишь накопление критической массы предчувствия третьего Майдана, поселившегося в мятежных душах наиболее политически озабоченной части социума сразу же после окончания Майдана второго, поскольку ни одна из задекларированных целей по факту так и не была достигнута. (Поговаривают, что якобы на подходе отмена визового режима с ЕС, что при резком сокращении зарплат в евровалютном эквиваленте может сгодиться лишь в качестве моральной компенсации за испытываемые неудобства.)
В череде аналогичных событий, приводящих потребителей последних новостей в состояние повышенного напряжения, можно припомнить несостоявшиеся походы «Правого сектора» на Киев, трагические события под стенами Рады 31 августа, захват отеля «Казацкий» РПСовцами в феврале 2016-го, и др., и проч.
Более-менее объективно оценить вероятность нового народного восстания с выносом представителей действующей власти абсолютно невозможно без опыта первых двух. Далеко не последними компонентами успеха предыдущих восстаний были приличный уровень финансирования, наличие «центра управления полетом», грамотная логистика, мощная информационная поддержка и доброжелательная позиция иностранных партнеров.
Рейтинг журнала «Фокус» вполне прозрачно намекает, что чисто по деньгам любые затратные мероприятие могут потянуть очень многие. Остается только ткнуть пальцем в того (или тех), кто на сегодняшний день мог бы увлечься крайне рискованной темой. Динамика укрепления капиталов указывает на то, что уровень заинтересованности должен быть максимально низким. Многолетний лидер топов Ахметов, по версии «Фокуса», с 2013 года «похудел» - ого! - на 15,5 млрд долл (было 18,6 стало 3,1). Игорь Коломойский потерял 2,6 млрд долл. (было 4,1 – осталось 1,4). И так далее. В общем, из 18 миллиардеров осталось только четыре. И даже Петр Порошенко хоть и поднялся с 19-го места на 8-е, в «денежной массе» немного усох. Хотя борьбу за кормовую базу даже в условиях ее катастрофического сокращения вряд ли стоит ставить под сомнение. Напротив, битва за последние три корочки хлеба может быть гораздо ожесточеннее, чем за ведро с икрой на фешенебельном фуршете.
Основные телеканалы (по странному стечению обстоятельств) принадлежат тем же людям, которые обосновались на верхних этажах рейтинга «Фокуса», как бы оттеняя справедливость принципа: кто платит, тот и музыку, в смысле, информационный фон заказывает. Хотя круг претендентов значительно уже. В обойме медиамагнатов числятся Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, мегаопальный Сергей Курченко, Дмитрий Фирташ и Петр Порошенко. Так что, как говорится, нужное подчеркнуть, хотя подчеркивать решительно некого.
Логично предположить, что политическим центром нового восстания должна стать действующая оппозиция. Здесь выбор вообще небогат: Юлия Тимошенко, Олег Ляшко и «Самопомич». Последняя усилиями тандема Семенченко-Соболев даже испытала самое себя на прочность в деле организации майданов районного масштаба. Но попытки вывести народные массы на улицы столицы закончились легким недоразумением.
Объединение выпавших из европейской коалиции оппозиционеров на фоне мощного трио Яценюк-Кличко-Тягнибок, исполнивших функции фронтмэнов в предшествующих боях за цивилизационный выбор, выглядит не столь убедительным. Во всяком случае, на современном этапе развития политической эстетики шагающие впереди бунтующих колонн взявшиеся за руки Тимошенко, Ляшко и… кто-нибудь от «Самопомощи» представляются крайне смутно.
Степень радости иностранных партнеров в случае попыток организовать в Киеве массовый народный движ с далеко идущими требованиями оценить трудно. Особенно с учетом грядущих выборов в Штатах, Франции и ФРГ. Но вряд ли она преодолеет отметку «крайне сдержанная».
Если же отпустить фантазию до уровня легкого бреда, то совершенно неплохо в роли политического центра будущего Майдана смотрелся бы нынешний «Народный фронт». Потеря премьерского портфеля стала значительным политическим поражением эн-эфа. А идеи реваншизма еще никто не отменял. В партийные ряды органично влились практически все ключевые фигуры евромайдана - Яценюк, Турчинов, Аваков, Парубий, Пашинский плюс весьма талантливая молодая поросль в лице Черновол и Геращенко. Контроль над силами нацгвардии обеспечит при необходимости практически беспрепятственное занятие «почты-телефона-телеграфа и разводных-мостов», а привлечение широких патриотических масс позволит достаточно эффективно отбивать информационные атаки в виде столь популярных ныне обвинений в создании картинки для росс-ТВ и организации внутреннего фронта в условиях внешней агрессии. Таким образом, пазл практически сложился. Во всяком случае, иные конфигурации массового движения вырисовываются еще более расплывчато. Если бы не одно но… Во-первых, целый ряд действий, как правило, сопровождающих народные восстания, запрещены Уголовным кодексом страны: статьи 294 (массовые беспорядки), 341 (захват административных зданий), 109 (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти) и так далее. И, конечно же, ни одна политическая сила на конфронтацию с действующим законодательством не пойдет – это не в местных политических традициях. Во-вторых… для всех вышеупомянутых ответственных и конструктивных политсил и первого достаточно.
Так что, как напевал поэт-песенник Лагутенко, карнавала не будет. Или будет, но не сейчас. Или сейчас, но не на этой параллели реальности.