Прикосновенные неприкосновенные
Если бы дни празднования принятия Конституции обошлись без рационализаторских предложений по усовершенствованию основного закона, это выглядело бы совершенно искусственно, как демонстрация отстраненности от темы активных участников политического процесса.
Попытки сделать свой пятикопеечный взнос со стороны «сбитых летчиков-камикадзе» или же представителей политических партий четвертого эшелона следует скорее отнести на счет всплеска самопиара, приуроченного к подходящему поводу.
Из звезд же первой величины отметился гарант основного закона.
Расходование значительной части политтехнологического багажа на агитационную поддержку внешнеполитических успехов президентской команды вынуждает обращаться к файлам и папкам с заголовком «хорошо забытое старое». А репутацию классики жанра давно уже завоевала депутатская неприкосновенность, пережившая большее количество «отмен», чем министр внутренних дел Аваков «отставок». Выступая на торжественных мероприятиях, посвященных Дню Конституции, Петр Порошенко в очередной раз предложил эту самую неприкосновенность отменить.
При желании выступление главнокомандующего можно было бы рассматривать в качестве алаверды на ФБ-пост депутата от одной из непарламентских партий Тараса Батенко, сравнившего нацлидеров с генсеками ЦК КПСС и предложившего установить-таки парламентскую республику. Но, во-первых, глава государства вряд ли читает посты данного автора. Во-вторых, он сообщил о наличии собственного проекта Конституции, то есть идея об отмене депутатской неприкосновенности вынашивается им уже некоторое более-менее продолжительное время.
Почему эту идею необходимо было доносить до всеобщего внимания еще раз и именно теперь? Вопрос, выходящий далеко за пределы риторичности.
Депутатская неприкосновенность устанавливалась как механизм противодействия возможности оказания давления на законодателей со стороны силовых структур и персон, имеющих в данных структурах прочные связи.
Балалайка без струн. Особенности национальной отмены депутатской неприкосновенности
Утверждение, будто именно депутатский иммунитет позволяет преступникам избегать юридической ответственности, крайне слабо держит удар при встрече с формальной логикой и фактическими данными. В противном случае необходимо признать, что удельный вес уголовных преступников в законодательном собрании как минимум в разы выше, нежели в целом по социуму. И тогда придется включать механизмы жесткой политической ответственности перед лицом электоральных масс, озабоченных вопросом: «Ребята-демократы, а вы кого в свои избирательные списки понабирали?» Однако такую ответственность нести никто не желает и не возжелает в обозримой перспективе.
Прихватить же, как Барна Яценюка – только в юридическом смысле, – можно кого угодно из законодателей и при существующей системе депутатских ценностей.
Начинаем загибать пальцы.
В июне 2015 года Рада отобрала неприкосновенность у Сергея Клюева.
В сентябре 2015-го после просмотра детективного фильма «режиссера» Шокина о жизни парламентских коррупционеров Рада дала разрешение на перемещение нардепа Мосийчука из кресла перед столиком с судьбоносной кнопкой прямо в тюремную столовку на ужин с макаронами. Перевоспитание прошло настолько быстро и качественно, что узник, заподозренный в отсутствии совести, не только был отпущен, но ныне планирует занять место в авангарде антикоррупционного движения, по поводу чего оставил соответствующее заявление на странице в ФБ.
В июле 2016-го парламент лишил неприкосновенности нардепа Онищенко. Пребывание оного ныне в столице Британского королевства, а не в швейном цеху по производству рабочих рукавиц изрядно намекает скорее на то, что слабый уровень юридической подготовки высокопоставленных сотрудников генпрокуратуры дает о себе знать. В самом деле, ведь нельзя же подозревать одного из флагманов цивилизованного мира Великобританию в оказании содействия преступникам. Во всяком случае, в современных отечественных политических реалиях это не комильфо.
В декабре 2016 года, несмотря на крайнюю невнятность доводов Генерального прокурора на заседаниях парламентских комитетов, Рада вполне успешно справилась с задачей лишения неприкосновенности нардепа Новинского, которому инкриминировалось похищение священнослужителя, которому в свое время инкриминировалось похищение священнослужительниц. В общем, история крайне запутанная. Но могут же, когда захотят.
На данный момент в Раде находятся представления еще на пятерых нардепов: Андрея Лозового (РПОЛ), Олеся Довгого («Воля народа»), Евгения Дейдея, Максима Полякова (оба - «Народный фронт») и Борислава Розенблата (БПП). И исполняющая роль центрового спикера пропрезидентской фракции Ирина Луценко выражает уверенность, что ходатайство генерального прокурора будет удовлетворено.
Мгновенный подхват заданной президентом темы политологическо-депутатским активом как бы намекает на то, что это ж-ж-ж неспроста.
Выступления «за» политолога Чорновила и нардепа Гончаренко хоть и не взорвали телевизионные эфиры, но уверенно засветились в новостных лентах. Впрочем, подобная гиперактивность в стремлении пробежаться впереди паровоза может содействовать и изрядному искажению информационного фона. В сознание стороннего наблюдателя может коварно прокрасться мысль о том, что дела в парламентском большинстве настолько стали плохи, что без настойчивых призывов к проявлению коалиционной дисциплины даже во время торжественных церемоний - никак.