Президентский подарок парламентариям
Четверг не такой тяжелый день как понедельник, но и он чреват осложнениями. Массовые депутатские потасовки и блокирование президиума, зафиксированные средствами массового оповещения в сессионном зале 5 октября, вне всякого сомнения, войдут в золотую летопись отечественного парламентаризма.
Принятие вызывавших ранее достаточно ожесточенные дискуссии законов, касающихся таких направлений преобразовательской мысли, как "судебная реформа" и "пенсионная реформа", прошло, что называется, в едином порыве, настолько гладко, что психологическая разрядка была просто необходима. Поэтому президент Порошенко 5 числа направил в Раду ставший еще на стадии подготовки чрезвычайно знаменитым проект Закона "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях", названный в политическом обиходе законом о реинтеграции Донбасса.
Имеющий к реинтеграции Донбасса примерно такое же отношение, как "пенсионная реформа" к повышению пенсий проект выполняет в значительной части функцию имитации бурной деятельности, так как ровным счетом не привносит ничего к уже сложившемуся положению вещей.
Переименование АТО на мероприятия по обеспечению суверенитета по силе преобразовательного воздействия вполне сопоставимо с заменой металлической заостренной спицы с рукояткой на легко растворяемое в воде вещество из жиров и щелочей, использующееся для мытья и стирки. Эта норма могла бы формализовать участие ВСУ в военном конфликте, не привнося в данную организацию ни качественных, ни количественных изменений.
Проект предусматривает признание Российской Федерации страной-агрессором, что уже было совершено почти года назад в январе 2015-го постановлением Рады №1854. То есть и здесь автору законодательной инициативы мало светят лавры первооткрывателя.
Согласно проекту, официальный Киев отказывается от ответственности за " противоправные действия РФ как страны-агрессора на временно оккупированной территории", что в принципе лишено смысловой нагрузки, так как отсутствие ответственности одного государства за действия другого подразумевается априори и не требует законодательного закрепления.
Некоторые эксперты трактовали данную инициативу как заявление о том, что официальный Киев не будет компенсировать расходы на восстановление инфраструктуры, что представляется по большей части надуманным. Если неподконтрольные территории перейдут под управление центральной украинской власти, то у последней будет два в равной степени не обязательных к исполнению варианта: восстанавливать инфраструктуру или оставить ее в состоянии на момент получения контроля.
В законопроекте не предусмотрена возможность проведения выборов, что ровным счетом ничего не добавляет к существующему положению вещей. Центральные власти выборы проводить не собираются, а попытки организовать некое подобие избирательного процесса на неподконтрольных территориях ими не признается ни в каких вариантах.
Единственной новеллой является лишение граждан Украины, постоянно проживающих в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, пенсий и социальных пособий, для получения которых необходимо переехать на подконтрольные центральной власти территории.
И тем не менее, даже такой, в принципе лишенный предмета обсуждения документ стал настоящим подарком от президента депутатскому корпусу, предоставив дополнительный шанс наиболее ярким парламентским ораторам напомнить зрительско-читательской аудитории о своем физическом существовании. Правда, последовательная работа по примитивизации политической культуры, последовательно проводимая в последние годы, уже начала давать серьезные результаты, поэтому все разнообразие полемики свелось по большей части к скорости обвинения противостоящей стороны в сотрудничестве с агрессором. Сторонники принятия законопроекта утверждали, что его отклонение выгодно одному из политических деятелей начала 21-го века (обозначим для удобства оного латинской буквой N). Противники проекта утверждали, что как раз его принятие на руку вышеозначенному N. В общем, по любому выходило, что зловещий N останется в наваре, и следует отметить, что данная несогласованность участников парламентской дискуссии нанесла существенный репутационный ущерб последним, выставив их в глазах почтеннейшей публики, своеобразными изгнанниками из мира формальной логики и здравого смысла. Но как утверждают гуру public relations, плохой пи-ар лучше, чем никакой пи-ар.
Без предварительной договоренности между фракциями перспективы принятия законопроекта равнялись практически нулю. Но, очевидно, в расчет был принят резон погнавшегося за курицей петуха, который на случай вероятной неудачи, утешал себя репликой: "Не догоню, так согреюсь". Политической "дыхалки" у депутатского актива хватило всего на один сессионный день. 6 октября президентский проект был принят практически без криков и жестикуляций, если не считать дымовой шашки, зажженной малоизвестным внефракционником, что, по большому счету, осталось практически незамеченным.