Президентские рейтинги, или Кому достанется золотой ключик

3397

Одной из особенностей такого жанра, как мексиканский сериал, является то, что на протяжении десятков серий мало что происходит. Между 25-м и 48-м эпизодом, к примеру, донна Мальвина Сальваторес может успеть рассказать Педро Мучачесу о том, что Антонио Буратинос незаконнорожденный сын Карабардо Барабардеса. А среди интригообразующих вопросов, которые могут посетить зрителя, центральное место занимает: "Кто все эти люди?" Тем не менее, даже у этого направления сценического искусства есть своя многомиллионная аудитория. Примерно как у современной политической драмы, очередная серия которой вышла на мониторы Пэ-Ка не далее как вчера.

Социологи снова решили, что у основных кандидатов на пост президента возникла необходимость помериться рейтингами.

Совместные исследования проводили сразу четыре специализированных подразделения: Центр социальных и маркетинговых исследований "Социс", Киевский международный институт социологии, социологическая группа "Рейтинг" и Центр Разумкова. Что как бы уже намекает на серьезность сложившегося положения.

По версии социологов, современная картина политического мира выглядит следующим образом.

В качестве основной прелести шорт-листа следовало бы в первую очередь отметить его стабильность. Тимошенко, Ляшко, Тягнибок, Яценюк плюс действующий президент минус Симоненко – нечто подобное было и до великих революционных свершений.

Для примера возьмем результаты социсследований ноября 2013-го. Янукович, Тимошенко, Кличко, Симоненко, Тягнибок, Яценюк, Ляшко, Порошенко.

Замена одного представителя шоу-бизнеса (ныне - бывшего) боксера Кличко на другого – музыканта Вакарчука – настолько ничего не меняет, что стабильности политической реальности можно просто позавидовать. А это может указывать лишь на одно: социальные лифты, о запуске которых все время твердили антибольшевики, так и остались в бездвижимом состоянии с табличкой "Не работает". Да, нардеповские мандаты получила некоторая группа лиц, которых без событий февраля 2014-го не подпустили бы к законодательному собранию на расстояние артиллерийского выстрела. Но политические силы, способные выдвинуть новые лица, так и остались на предпроектной стадии. Не исключено, что именно этим обусловлен суммарный показатель неопределившихся и выбравших позицию "другой кандидат" на уровне 34%.

Но гражданский долг – есть гражданский долг, голосовать все равно придется, а нежелающих натаптывать ноги до избирательных участков не сильно-то и ждут. Не зря же отменяли 50-процентный барьер. Хотя даже в уровне актуальности вопроса "За кого голосовать, если голосовать не за кого?" ровным счетом ничего не изменилось. Причем, если взять каждого кандидата в отдельности, то вроде все по делу. А роли расписаны как в итальянской классической комедии дель арте, являвшейся своеобразной предтечей мексиканской сериальщины и мыльнооперных страстей.

Что делает в шорт-листе однопроцентный экс-премьер Яценюк - вполне понятно. Он олицетворяет подвиг политика-камикадзе, угробившего собственный рейтинг ради того, чтобы угробить социально-экономические показатели страны. В одном из произведений был персонаж, рассчитывавший приподняться на ловле лечебных пиявок, то есть принести людям здоровье, но потерпевший жизненный крах.

Олег Тягнибок служит немым укором всем коллегам по борьбе, которые оставили его без сладкого на банкете победителей. А безнадежно аутсайдерские 2,3% можно проиллюстрировать лишь репликой Великого комбинатора "Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни".

Валентин Наливайченко символизирует нехаризматичного мачо (некий рефрен Пьеро), который всем хорош за исключением того, что за него никто не голосует. Во всяком случае, пока нет никаких намеков на его способность подобно действующему главе государства раскрутиться с 2% до 55-ти.

Роль львовского мэра Садового – региональный руководитель, выросший из "коротких штанишек", но которому вряд ли дадут примерить взрослые. Во времена оны – таковыми были перспективные энергичные представители партноменклатуры, которые засиживались до 50-ти лет на комсомольских должностях. Собственно, на этом их карьера и завершалась.

Органично сочетающий в публичной риторике национал-патриотическую тематику с социальным большевизмом Олег Ляшко в комедии дель арте звездноподобным образом сыграл бы роль Арлекина или Труфальдино – персонажи, отличающиеся юмором, задором, жизненным оптимизмом и феноменальной способностью сидеть на двух стульях разом. Вряд ли он в мае 2019-го (если в ту пору что-то состоится) повторит успех 2014-го. Но как бы без такого участника президентской гонки тоже – никуда.

Присутствие в рейтинге самого веселого человека в местном политическом бомонде Вадима Рабиновича лучше всего иллюстрируется старинным одесским анекдотом, в котором на вопрос некоей дамы: "И шо, это поможет?" мудрый ребе отвечает: "Ну, во всяком случае, не повредит". Так что здесь, вроде, все ясно.

Представитель "папередников" Юрий Бойко символизирует увядающую веру электоральных масс в возможность существования машины времени, которая бы перенесла их во времена "когда доллар был по восемь".

Святослав Вакарчук мог бы выступить в роли скрипача, который поднялся из оркестровой ямы на сцену, потому что ему показалось, будто он может спеть арию Ленского лучше, нежели исполнитель, облеченный доверием режиссера. Но далеко не факт, что он вообще явится на старт президентского забега.

И наконец, Юлия Тимошенко – олицетворение последнего шанса. В 2010-м ей не хватило считанных процентов. В 2014-м, когда, казалось, уж вот для кого должен наступить звездный час, расположение небесных светил оказалось настолько хаотичным, что даже опыта и смекалки Юлии Владимировны не хватило, чтобы втиснуться в сколь-нибудь благоприятные гороскопические предсказания. В 2024-м Юлии Владимировне будет уже 64, что автоматически переведет ее в разряд "наша Хиллари" и сократит ее шансы до минимума. Хотя далеко не факт, что и нынешний поход за властными полномочиями под лозунгом "Победа или политическая смерть" будет успешным. Скорее, даже наоборот.

Что касается действующего гаранта, то это олицетворение простого открытого человека, действующего по схеме "что на уме, то и на языке" и способного породить интригу лишь на уровне предвыборных месседжей – ринется ли он в бой под "остаточне прощавай" или все-таки стимулирует спич-райтеров порадовать почтеннейшую публику текстовыми новинками.

Учитывая неоднократную повторяемость вышеописанной истории, предугадать будущего обладателя золотого ключика в принципе не сложно. Но спойлерить даже в этом случае было бы не тактично. Вдруг кто-то еще этот спектакль не видел, и со знанием финала ему смотреть будет неинтересно.

Дмитрий Михайлов