Премьерские разборки

2697

«Премьер-министр дал поручение разобраться» звучит примерно так же, как «президент дал поручение разобраться» - отголоском великой командно-административной эпохи, когда сам факт разбирательства по степени важности значительно превышал результат.

1 апреля, в то время, когда нардеп-радикал Лозовой «расстреливал» коллегу по партийной борьбе Мосийчука (и это, пожалуй, был единственный местный политик, который отмечал данный праздник), а буревестник революции Мустафа в виртуальном пограничном наряде охранял пределы отечества от некого Артемия Лебедева, что тоже могло потянуть на первоапрельщину, премьер-министр Гройсман обещал разобраться с абонплатой за газ.

О чем, собственно, речь?

С 1 апреля (дата, по всей видимости, тоже подбиралась тематическая, с намеком) Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, приняла решение о введении абонплаты за подключение к газовой трубе. То есть владельцам газовых плит придется раскошеливаться независимо от того, пользуются они газом или нет. На первый взгляд кажется нелепостью, хотя «Укртелеком» многие годы использует такую же систему взаимоотношений с клиентами при полном отсутствии озабоченности со стороны заинтересованных лиц. Очевидно, амортизирующую роль в данном случает играет то, что телефонисты ввели подобную практику в более-менее тучные времена, а газовики – в эпоху, когда затягивание поясов становится национальным видом спорта.

В общем, премьер пообещал разобраться. И это уже отнюдь не походило на шутку, на что определенно указывало достаточно большое количество аналогичных заявлений, выпадавших на иные даты помимо 1 апреля.

Исчерпывающее подтверждение этому дают даже самые поверхностные поисковые работы в новостных лентах.

Апрель 2016-го - Гройсман поручил Минздраву Украины разобраться с завышенными ценами на лекарства.

Апрель 2016-го - Гройсман поручил разобраться с ситуацией вокруг Шустера.

Май 2016-го - Гройсман поручил трем министерствам разобраться с "ореховой мафией".

Июнь 2016-го - Гройсман поручил разобраться с формулой "Роттердам+доставка".

Ноябрь 2016-го - В школе в Василькове обрушились перекрытия. И Гройсман поручил разобраться.

О более-менее внятных результатах разбирательств мало кто слышал за исключением, пожалуй, ситуации с Шустером, где необходимость в разбирательстве отпала сама собой. Из-за отсутствия источников финансирования данный телеведущий прекратил трудовую деятельность на территории Украины.

Но пока политический антиквариат в стиле товарища Бывалова пользуется спросом у конечного потребителя, менять его на что-то более близкое к современным направлениям общественно-политической мысли нет никакого практического смысла.

В качестве альтернативного может использоваться крайне близкий к «дал получение разобраться» вариант – «взял на личный контроль». Например, «Гройсман взял вопрос абонплаты за газ на личный контроль». Звучит ничуть не хуже.

Оба варианта прекрасно вписываются в рамки старинной забавы «Добрый царь, злые бояре», интерес к которой среди широких народных масс в отсутствии иных развлечений остается достаточно высоким.

Правила игры примерно следующие. Злые бояре отбирают у крестьян три пуда орехов (газа, чернозема, Одесского припортового завода, тупо налички и так далее). Когда ропот народный достигает царских палат, на красном крыльце (как вариант - на странице в Фейсбуке) появляется царь (или его демократический аналог). Царь строго качает головой, и говорит: «Ишь ты, ишь ты! Доколе, доколе? Ужо я вам!» Затем топает ножкой и возвращает крестьянам с полпуда отобранного, потому как остальное бояре уже успели съесть. А чего теперь с них возьмешь, они ж думали, что все по закону, а вот поди ж ты… Короче, такая вот, как говорят в заморских странах, правовая коллизия получилась.

Второй вариант развития событий никакого возврата не предусматривает. В данном случае, цена вопроса, даже по оценке наиболее жестких критиков правительственного курса, составляет для каждого абонента от 50 до 136 гривен в месяц – для большинства потребителей газа деньги крайне малозначительные (50 гривен – это полкило мяса или пару пачек сигарет). А пребывание ситуации «на контроле» или в режиме «поручения разобраться» уже само по себе вселяет оптимизм.

Андрей Кравченко