Порошенко и яйцо, или Человек, который мог все изменить

1888

Существует исторический анекдот о том, как во время коронации Наполеон Бонапарт отозвался о ликующих народных массах следующим образом: "Сейчас они орут от восторга, но точно также будут орать и бежать за мной по улице, когда меня поведут на эшафот".

Не успели еще стихнуть голоса участников эксклюзивной акции «Дякуємо, президенте», как отставленного от власти главнокомандующего №5 накрыла волна народного негодования. 12 августа 2019 года неустановленные лица забросали яйцами Петра Порошенко.

"Обстрел " был произведен около здания Государственного бюро расследования в момент, когда бывший главнокомандующий выходил из допросной.

Порошенко был допрошен по делу о возможном уклонении от уплаты налогов при покупке телеканала "Прямой".

25 июля бывшего президента уже допрашивали по делу о продаже завода "Кузница на Рыбальском" (у следственных органов также есть легкие подозрения по поводу возможных хищений в процессе смены собственника).

Здесь могла бы пригодиться хлесткая фраза, произнесенная несколько лет назад Юрием Луценко в его бытность министром внутренних дел: "Снаряды ложатся все ближе".

Правда, и в фигуральном, и в буквальном смысле выстрелы пока ушли в молоко. По делу экс-президент пока проходит как свидетель. И под «обстрелом» по счастливой для себя случайности он не пострадал – яйца угодили в сгрудившихся вокруг VIP-персоны работников информационных ресурсов. Хотя, как говорится, дорог не подарок, а внимание.

Объектом дерзких акций Порошенко становится уже второй раз за последние недели. 25 июля некий мужчина запрыгнул на капот автомобиля, в котором находился бывший главнокомандующий. Последний тогда также приходил в ГБР на допрос.

Личность автора перфоманса установили – это некий Никита Макеев, бывший член полка «Азов». Не исключено, что в ближайшее время установят и личности «стрелков» яйцами, хотя если добавить в историю достоевщины, то можно сказать, что бывший главнокомандующий совершил самострел.

Конечно же, не Петр Алексеевич ввел в отечественный политический обиход забрасывание яйцами, поливание зеленкой, посажение в мусорные баки и тому подобное. При всем уважении к его разнообразным талантам он совершенно не фигура в политики или философии, которая могла бы стать зачинателем направления, основателем школы, вдохновителем самобытного массового движения (не Платон, не Фрейд и не Ганди – так получилось).

У любителей политических драм еще свежа акция по обстрелу яйцами Януковича в его бытность премьером (сентябрь 2004-го, Ивано-Франковск). Происшествие дало название вполне забавному контрагитационному сериалу «Веселі яйця» (крайне редкий относительно качественный предвыборный продукт).

Расстрел яйцами в Харькове в марте 2007-го (правда, не реального персонажа, а чучела пребывавшего тогда в неформальном статусе «свободного художника» Юрия Луценко) породил популярный одно время мем «Терминаторы яиц не боятся». Далее наступила эпоха зеленки. В образе мистера Шрека успели побывать Луценко, Яценюк и Аваков во времена их оппозиционного прозябания.

Пятый президент имел достаточный кредит доверия – 55% в первом туре – чтобы внести кое-какие коррективы в политическую культуру.

Но традиция побивания и поливания политических противников благополучно продержалась до конца его каденции. По некоторой закономерности под раздачу, как правило, попадали персоны, отлученные от власти. Нестора Шуфрича изрядно поколотили в Одессе, Добкин и Королевская встретились с народным гневом в лице метателей зеленки, некие максимально целеустремленные граждане не поленились и добыли ведро фекалий, чтобы обливать автомобили российского посольства, а посаженых в мусорные баки не было несть числа. Избиение работницы одного из телеканалов в прямом эфире под стенами во время репортажа около здания Генеральной прокуратуры вызвало двойственную эмоцию у представителей экспертного сообщества: женщин избивать, в принципе нельзя, но если абстрагироваться от гендерных предрассудков и учесть, что тумаки достались работнику недружественного власти телеканала, то к этому можно отнестись с пониманием…

В общем, никто из выразителей народного негодования не пострадал. Хотя страдания предполагаются отнюдь не прометеевские.

Статья 296 УК за подобное хулиганство предусматривает
наказание штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Из логики развития политических традиций вряд ли стоит конструировать вывод о справедливости постигшего экс-президента возмездия. Но, как утверждают натуралисты, град одинаково бьет всех. И если ты, находясь под зонтом, не готов позаботиться об укрытии для прочих, то следует быть готовым попасть под раздачу, будучи из-под зонта изгнанным, пусть даже и в рамках демократических процедур.

Согласны, так себе метафора, но при сохранении подобного формата можно относительно смело прогнозировать, что лет примерно через пять под яичную люстрацию.

Политическим топам остается лишь утешаться мыслями о том, что и в условном цивилизованном мире побиение политиков яйцами иногда случается.

В 2010-м бывшего британского премьера Тони Блэра забросали яйцами и ботинками во время презентации его мемуаров.

В 2011-м яйцами «обстреляли» кортеж Хиллари Клинтон.

В 2014-м пострадал итальянский премьер Матео Ренци.

В 2018-м под яичный град попал президент Франции Эмануэль Макрон.

И наконец, в 2002-м яйцами забросали лимузин с королевой Великобритании Елизаветой Второй и ее супругом принцем Эдуардом.

А находиться в одном ряду с такими известными персонами не столь и печально.

Екатерина Павловская