Понять и простить, или Долги отдают только трусы

4461

В лихие 90-е существовал один незатейливый способ быстрого обогащения, наиболее доходчиво описанный в романе Виктора Пелевина «Generation «П».
«В целом, – говорил Морковин, – происходит это примерно так. Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает джип «Чероки» и восемь ящиков «Смирновской». Когда «Смирновская» кончается, выясняется, что джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит – в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип «Гранд Чероки» и шестнадцать ящиков «Абсолюта».

Современное украинское правительство изобретать велосипед не стало. В конце концов, живем в век постмодернизма: ничего нового придумать нельзя, все придумано до нас. Поэтому на вооружение была взята простая до гениальности схема, описанная вышепроцитированным автором.

Однако данная технология имеет один изъян. Наступает время «Ч», когда денег никто давать не хочет, а прежние кредиторы проявляют повышенную степень назойливости. У Пелевина в такой ситуации все заканчивалось плохо. Но ведь у властей предержащих совершенно другие жизненные устремления. Они хотят, чтобы было хорошо. Пусть не у всех, так хотя бы у некоторых. К тому же обстоятельства вынуждают к решительным действиям. Одним из настораживающих сигналов стало заявление замдиректора-распорядителя МВФ Дэвида Липтона о том, что украинский Кабмин должен разрулить ситуацию с кредиторами в ближайшие полтора месяца. В противном случае есть вероятность, что новых траншей не видать. А это для команды местных реформаторов крайне печальный факт. Ибо, как говорил ставший в последнее время особенно популярным персонаж Михаила Булгакова, «я без пропитания оставаться не могу! Где ж я буду харчеваться?».

А если еще взглянуть на цифры, то ситуация видится просто отвратительной.

В прошлом году наскребли в госбюджет 407 миллиардов гривен. Из них 121 млрд отдай на обслуживание госдолга. 30%. Где такое видано?

Девальвация гривны привела к тому, что соотношение госдолга к ВВП за один только 2014-й выросло с 40% до 72%. А между тем Всемирный банк и МВФ считают экономически безопасными значения в пределах 50-60%. Золотовалютные резервы НБУ к концу февраля упали до 5,6 млрд долл. Поступление транша МВФ в марте позволило увеличить их до 8,7 млрд долл. Однако этого явно недостаточно, чтобы расплатиться по обязательствам до конца года. Как жить дальше?

И вот тут-то и возникла спасительная идея о списании долгов, озвученная госпожой Яресько к неудовольствию ряда кредиторов. Пусть не всех, пусть некоторой части. Как говорил один из героев народного фольклора, «я ж по частям отдаю».

Несмотря на то, что тема «кому должен, всем прощаю» вызвала бурю злой иронии и оголтелого сарказма, поднятую пользователями сосцсетей, идея списания долгов может быть не столь и безнадежной. В конце концов, всемогущий бог Авось – один из самых почитаемых в мифологии народов, населяющих долину Днепра и окрестности.

Например, известна история, как один житель Одессы ввиду отсутствия денег пытался проехать на извозчике бесплатно, а в качестве железной мотивации выдвигал тезис: «А шо тут такого? Я слышал, шо такое бывает».

И таки да, такое бывает. Пролистаем страницы «мировой кредитной истории». Завершив операцию по свержению режима Хусейна в Ираке, Штаты списали весь иракский долг - около 4,1 миллиарда долларов - и призвали другие страны-кредиторы поступить так же. Чем не прекрасный пример для подражания?

Вот только в прошлом году Штаты обратились с предложением к Международному валютному фонду списать часть долгов Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне, которые сильнее остальных западноафриканских стран пострадали от Эболы. Чем Украина хуже Гвинеи? Не говоря уже о Сьерра-Леоне. И страдает она, по большому счету, не меньше.

Крупнейшим списантом долгов в мире считается Российская Федерация. В 2007-м РФ простила 4,7 млрд долл. Алжиру, 11 млрд Монголии, столько же Афганистану. В 2008-м – 4,6 Ливии, нескольким африканским странам на общую сумму 20 млрд. В 2012-м списаны 11 млрд КНДР. Ну и так, еще по мелочам. По подсчетам российских экспертов, РФ отказалась от претензий на общую сумму 116 млрд долларов. Мотивация: все равно им нечем отдавать. Украина задолжала 3 млрд, которые тоже нечем отдавать. Бросьте на весы 116 и 3. Украинскую «троечку даже никто и не заметит. Крайне странно, почему российская сторона упорно не желает этого понимать. Чтобы привести «партнера» в чувство, Кабмин в одностороннем порядке принял решение о реструктуризации своего долга, который следовало вернуть до конца года.

А рассказы о том, как полякам Европа списала долги и еще выделила 100500 миллиардов «запростотак» на общее развитие, просто стали в Украине легендой и передаются из уст в уста.

По данным Минфина, внешний государственный долг Украины впервые в истории перевалил за отметку в триллион гривен. Что по курсу НБУ составляет 49,2 млрд долл. Кредиторы просто обязаны понять, что страна, в которой средняя зарплата составляет 150 долларов США, просто не в состоянии отдавать почти полсотни миллиардов. Для этого вся страна должна не есть, не пить, не умываться с мылом, а отдавать зарплаты и пенсии примерно в течение двух лет. А поняв, просто обязаны простить. К слову, это станет для них лакмусовой бумажкой: действительно ли они любят Украину и хотят ей помочь, или тупо используют ее в корыстных целях.

Несмотря на недовольные мины кредиторов, тема списания может быть крайне востребована на «внутреннем рынке». Особенно в условиях резкого снижения боевой активности на востоке страны. У политических элит в риторическом арсенале появляется неплохая аргументация: «Реформы тормозятся, экономика буксует, уровень жизни валится, потому что западные партнеры не идут нам навстречу. А ведь Украина столько для них сделала, но ответной любви не вызвала, вот такая ее нелегкая миссионерская доля».

При должном уровне информационной раскрутки вопрос о списании запросто может потянуть и на национальную идею.

Греции же удалось добиться самого масштабного за последние годы в мире списания долгов. В январе 2012 года 85% держателей греческих облигаций согласились простить правительству страны 50% суммы долга, достигавшего 200 млрд. евро.

Главное – не опускать руки. В конце концов, долги отдают только трусы. А смелые народы рано или поздно добиваются своего счастья.

Фото: argumentua.com

Андрей Кравченко