Под всевидящим оком Нацрады

3012

Очередная попытка погрома в здании телеканала «Интер» оставила практически незамеченным другое крайне симптоматичное для украинского телевизионного пространства событие. 25 февраля на заседании Национального совета по телевидению и радиовещанию предпринял широкомасштабное наступление на телевизионном участке фронта информационной войны.

Не «Интером» единым. Участники заседания назначили внеплановую проверку телеканала ICTV, подозреваемого в нарушении действующего законодательства при демонстрации телесериалов российского производства.

«Изюма» одному из многочисленных эпизодов информвойны добавляет ссылка на заявление неравнодушных граждан, символизирующая вовлеченность телезрительской аудитории в процесс вылавливания российского продукта из украинского эфира.

В своих жалобах в Национальный совет заявители отметили, что «в фильме «Сын отца народов» среди главных и второстепенных персонажей много таких, которые олицетворяют советскую власть сталинского периода». Казалось бы, какие еще персонажи могут присутствовать в ленте, повествующей о жизни Василия Сталина, кроме олицетворяющих соответствующую эпоху. Хотя введение в действие Билли Бонса, Владимира Дубровского и Дункана Маклауда, несомненно, могло бы приблизить сериал к ярким образцам постмодернистского искусства. Уживаются же как-то на страницах пелевинского романа «Чапаев и Пустота» Арнольд Шварценеггер и Григорий Котовский.

В еще одном попавшем под подозрение сериале, прошедшем на выше упомянутом канале, «Диверсанты-2. Конец войны» присутствуют, как указано в сообщении Нацсовета, «образы представителей российского военного командования». Но здесь специалисты уполномоченного органа, очевидно, ошиблись, поскольку с 1943 по 1948 годы – а именно такой период времени охватывает действие ленты – в нашей параллели реальности никакого российского военного командования в природе не существовало.

Попавший под прицел компетентных органов после прорыва в прямой эфир иностранного специалиста «Интер» также подозревается в нарушении законодательства в связи с демонстрацией сериалов «Верни мою любовь», «Ветреная женщина», «Я буду ждать тебя всегда» и снятого в 1958 году на киностудии Довженко фильма «Киевлянка».

Последним гвоздем в крышку рояля стало обращение Нацсовета в Гепрокуратуру и СБУ с просьбой проверить достоверность документов, поданных в 2015-2016 году для оформления государственного прокатного свидетельства на право демонстрации российских фильмов, что выводит предполагаемые нарушения, если на в разряд особо тяжких, то таковых, за которые краснеть придется особенно густо.

Всего, по данным регулятора, за 2015 год было зафиксировано 96 нарушений, связанных с трансляцией запрещенных фильмов.

За последние полтора-два года в стране было введено в действие такое количество запретительных нормативных актов, что каналам во избежание нареканий со стороны компетентных органов или склонной к проявлению максимальной бдительности части общественности впору задуматься о создании спецотделов для фильтрации контента. (Данный вид услуг могут предоставлять и частные организации, что станет толчком к развитию совершенного новой разновидности отечественного бизнеса).

Статья 9 Закона «О телевидении и радиовещании» сообщает, что «вещатель не имеет права распространять аудиовизуальные произведения, в которых отрицается или оправдывается преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине, преступный характер национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима, создается положительный образ лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других союзных и автономных советских республик (кроме случаев, связанных с развитием украинской науки и культуры), работников советских органов государственной безопасности, оправдывается деятельность советских органов государственной безопасности, установление советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, преследования участников борьбы за независимость Украины в XX веке».

Судя по отсутствию в законе более четких указаний, грань между созданием образа и созданием положительного образа на данный момент определяется на глазок. Очевидно, что какое-то специально созданное экспертное сообщество должно дать четкий и по возможности мотивированный ответ на некоторые вопросы. Например, в картине Оливера Хиршбигеля «Бункер» Адольф Гитлер – это преступник номер один или усталый больной человек преклонного возраста, оказавшийся в затруднительной жизненной ситуации? В сериале «Семнадцать мгновений весны» создан просто образ или же положительный образ Иосифа Сталина. В полной ли мере такие персонажи как Генрих Мюллер и Вальтер Шелленберг в исполнении Броневого и Табакова соответственно ассоциируются с отпетыми военными преступниками?

Статья 15-1 Закона «О кинематографии» отличается большей четкостью лишь в отдельно взятых местах. Распространение запрета абсолютно на все фильмы, изготовленные после 1 января 2014 года не оставляет зазора для побочных трактовок. Хотя и лишено логики. Данная норма, например, не позволяет прокрутить по ТВ «золотоглобусный» фильм Звягинцева «Левиафан», вполне вписывающийся в отечественную концепцию ведения информационной войны. Вопреки той же логике запретительными органами обойдет вниманием сериал «Мадам госсекретарь» (производство США), в котором вымышленный украинский президент представлен в совершенно не героическом виде.

Огромное количество «черных списков», самым известным из которых является минкультовский «список 83-х», просто ставят перед необходимостью тщательной проверки любого российского кинопродукта, вооружившись микроскопом (естественно, в фигуральном смысле). Попадание в эфир ленты с участием одного из списочников может завершиться проявление глубокой озабоченности со стороны компетентных органов, а то и битьем окон.

К слову, на днях перечень того, что следует «не пущать» пополнили 8 картин с участием Гальцева и Лепсверидзе: «Про уродов и людей», «Риэлтор», «Сказ про Федота Стрельца», «Гитлер капут!», «Улицы разбитых фонарей-12», «Операция «Кукловод», «Горько!» и «Умельцы». Всего на сегодняшний день Госкино запретило 431 название российских фильмов и сериалов.

Параллельно с этим способное решить целый комплекс проблем телевизионщиков предложение 57-ми народных депутатов полностью запретить всю аудио- и видеопродукцию, изготовленную в РФ, на данном историческом этапе пока игнорируется законодательной и исполнительной властью. Увеличение с момента начала введения разнообразных телезапретов количество спутниковых антенн в стране с 4,5 миллионов до 5 миллионов как бы намекает на бесперспективность данного занятия. Реализация широко обсуждаемого в сетях предложения одного из радикально настроенных нардепов спиливать антенны тоже вряд ли внесло бы перелом в борьбу за чистоту сознания соотечественников, в виду высокого уровня охвата народонаселения интернетом (порядка 85%). А частичная чучхеизация страны по большевистскому образцу могла бы испортить имидж действующей власти в глазах европартнеров. Без повышенного энтузиазма воспринимают перспективу тотального запрета и телевизионщики, опасающиеся потери аудитории из-за резкого снижения качества контента. Анонсированная Минкультом поддержка отечественного кино в объеме 271 млн грн (или порядка 10 млн долларов), сделает счастливыми лишь очень немногих производителей кино- и телепродукции. (Бюджет не самого роскошного полнометражного фильма может составить 2-3 млн долларов).

Но, не исключено, что далеко не данные обстоятельства являются тормозящим фактором. Помимо выше указанных рисков, окончательное решение телевизионного вопроса полностью исключит из общественной дискуссии такую рейтингоемкую тему, как противостояние информационной агрессии, а множество специалистов, только-только набивших руку на выявлении запрещенного контента и составлении «черных списков» фактически останутся не у дел.

Близко к тексту сложившуюся ситуацию описывает история времен соцреализма, о молодом сотруднике НИИ, предложившем выбросить вычислительную машину величиной с платяной шкаф и заменить ее более компактным компьютером. Несостоявшийся новатор был подвергнут жесточайшей обструкции со стороны более опытных коллег, поскольку на протирку устаревшей машины ежемесячно выделяли три литра спирта.

Дмитрий Михайлов