Почему провалилась школьная реформа

2189

Старт нового учебного года - не только повод поздравить друг друга с днем, который по своему значению и содержанию должен считаться главным государственным праздником, но и попытаться найти причины стремительного провала школьной реформы, о необходимости которой руководством Минобраза было роздано бессчетное количество интервью.

Одним из наиболее наглядных признаков легкого загнивания «Датского королевства» стали результаты внешнего независимого оценивания (ВНО), обсуждение которых резко активизировалось накануне Дня знаний. И если словосочетание «катастрофа образования» в новостных заголовках вполне справедливо можно отнести к оценочным суждениям, то некоторые статистические данные игнорировать затруднительно. Количество не сдавших математику и историю Украины, например, в харьковских школах-аутсайдерах (на самом деле – это обыкновенные общеобразовательные школы) доходит до 25-30%. В столице, где чисто гипотетически ситуация должна быть лучше, картина школьного образования писана абсолютно тем же маслом. В первой десятке худших школ количество не сдавших математику составляет от 23 до 52%, географию – от 23 до 35%, английский – от 29 до 46%.

По стране 53% участвовавших в тестировании показали начальный и средний уровень по математике («двойка» и «тройка» в старой «совковой» системе оценивания). По географии, которая почему-то всегда была слабым местом у людей с ограниченной эрудицией, начальный и средний уровень продемонстрировали 64%. По истории Украины – порядка 50%.

Итоги оказались настолько маловыразительными, что возмутился даже такой далекий от понятий «интеллектуализм» и «эрудированность» представитель отечественного политикума как министр иностранных дел Павел Климкин, вычитавший в неких сводках информацию о том, что 48% участников независимого оценивания не в состоянии решить алгебраическую задачу для 8-го класса (соответствует 7-му классу «совковой» «десятилетки»).

Климкин «поставил в угол» Гриневич

Результат не только закономерен, но и предопределен на многие годы вперед. И в первую очередь «благодаря» тому, что преобразовательная деятельность в школьной системе вполне успешно подменяется разговорами о реформе и попытками выдать перетаскивание стульев по классу за глубокие, едва ли не коренные изменения.

Что поменяется в школьном образовании, если первоклассники будут учиться писать не шариковой ручкой, а карандашом? Можно сколько угодно городить патетические «вавилоны» по поводу изменения философии образования, но реально поменяется только то, что вместо ручки будет использоваться карандаш. И все. И ничего более.

Великая карандашная реформа

Что изменится в образовании при переходе на 12-летнее обучение? Некоторые наиболее смелые умы утверждают, что количество беременных девушек в старших классах увеличится, что совершенно не факт, так как улучшение демографической ситуации в стране – это едва ли не последнее, к чему стремится отечественная молодежь. Просто вместо 10-11 лет дети будут ходить в школу 12. И все. И ничего более.

Что изменится при тотальном переводе образования на государственный язык? Только то, что не знавшие математику и физику на румынском или венгерском теперь не будут знать их на украинском.

Около 20 лет назад школы перешли на 12-бальную систему оценивания, что также преподносилось в виде выдающейся реформаторской деятельности. Это не улучшило качество знаний, зато добавило «головняка» педагогам, которым теперь в отчетности следует заносить не четыре цифры (2,3,4 и 5), а 12. Хотя при подготовке статданных все равно используется четыре показателя, как и ранее (начальный уровень, средний, достаточный и высокий).

Первый вопрос, который решила обсудить министр образования с аудиторией телеканала «Прямой» накануне учебного года, был вопрос о школьных линейках. Данная проблематика оказалась настолько важной, что в заочную дискуссию даже вклинилась эксперт абсолютно по всем вопросам из Минздрава Ульяна Супрун, пустившаяся в теоретизирование по поводу старинных «совковых» традиций, изобретенных кровавыми большевиками именно для того, чтобы подвергать детей несказанным пыткам многочасового стояния на солнцепеках.

Сейчас, возможно, будет открыта страшная тайна, но ровным счетом никаких приказов и указов о необходимости проведения школьных линеек не существует (а если и существовали некие тайные циркуляры, то почему же ноу-хау-министр Гриневич их до сих пор не отменила?).

Стремление педколлективов хоть как-то обозначить начало учебного года вполне понятно (ибо как говаривал "Злой прапор" в культовой кинокартине "ДМБ", без свадьбы только мухи женятся). Возможно, у них нет фантазии и средств организовать нечто иное: приглашение звезд шоу-бизнеса, путешествия, аренда развлекательных центров. И именно поэтому рулит «линейка», которую, к слову, просто обожают и руководители современного государства, регулярно выстраивая на «линейки» взрослых женщин и мужчин.

Но если линейки – действительно первостепенное зло, то возникает закономерный вопрос: почему министр Гриневич не указала на недопустимость их проведения ровно год назад? Сегодняшний вброс в информационное пространство на первый взгляд актуальной проблематики можно объяснить лишь стремлением произвести подмену проблем насущных проблемами, высосанными из указующих начальственных перстов. Потому что если излишне акцентировать внимание, например, на срыве выпуска учебников, которые теперь поступят в общеобразовательные заведения не ранее чем через месяц, то придется брать хоть какую-то управленческую, а то и политическую ответственность. А это всегда неприятно.

Вне всякого сомнения, отсутствие позитивных результатов в развитии образовательной сферы порождает соблазны обратиться к опыту прежних эпох, когда значительная часть косяков и ляпов объяснялась происками враждебно настроенных элементов. Приходится выдумывать (так как современный управленческий аппарат – единственный элемент общества, застрявший в «совковой» парадигме, - ничего оригинального придумать не способен) истории о некоем сопротивлении со стороны учителей (к несчастью, сфера деятельности такова, что поиски влияния внешней агрессии имеют не высокую степень перспективности).

Однако попытки дать ответы на ряд очень простых вопросов убеждают в обратном: учителя не враги реформам, а самые преданные их друзья.

Есть ли в стране учителя, которые выступают против повышения заработной платы и улучшений условий? Многие ли учителя борются против школьных автобусов, компьютерных классов, современных химических и физических лабораторий, мультимедийного оборудования? Сколько в стране учителей, которые протестуют против современных спортивных площадок и школьных бассейнов? Возможно, кто-то начал бы ворчать по поводу зарубежных путешествий с учениками или командировок к более продвинутым западным коллегам – все-таки в школах много пожилых преподавателей не столь легких на подъем. Но и это проблема решаемая.

Однако, когда педагогу рассказывают о «новой школе», а он, приходя на рабочее место видит школу старую – со старыми кабинетами, не самой новой мебелью и оборудованием времен еще пресловутого «совка» – это развивает у него легкий скептицизм. Необходимость поиска ответа на вопрос «Кому же верить: непогрешимому начальству или собственным глазам?» вызывает у него гнетущее состояние дискомфорта. Таким «реформам» учитель будет оказывать сопротивление. И даже не он сам, а засевшая в нем где-то глубоко на клеточном уровне человеческая сущность, так как людям по какой-то необъяснимой причине крайне не нравится, когда из них начинают делать идиотов. Вроде умом педагог понимает, что приветствовать «реформы» надо, а организм отказывается это делать.

Впрочем, и к руководству Минобраза стоит отнестись с пониманием. Если получено указание лепить карамельки из козьих шариков, то профанация, манипуляции, подмена понятий и забалтывание актуальной проблематики становятся единственным способом существования. Ведь ситуация в современном отечественном образовании практически стопроцентно накладывается на историю, поведанную поэтом Михалковым в басне о мужике, заказавшем из одной овчинки семь шапок (кто не в теме – ссылка здесь).

Вопреки победным реляциям действующего Кабмина о росте практически всего, финансирование образовательной сферы за последние четыре года стремительно сократилось.

В 2010 году из государственного и местных бюджетов на образование было выделено 9,98 млрд условных единиц.

В 2013 году эта сумма составила 13,2 млрд условных единиц.

На 2018-й запланировано 7,9 млрд условных единиц.

Как видим, отечественному образований нужны не реформы. Более того, на современном этапе реформы ему категорически противопоказаны, как физическая нагрузка, которая полезна для здорового организма и способна окончательно угробить дистрофика. И с этой мыслью необходимо свыкнуться, если существует реальное стремление к получению хоть сколь-нибудь позитивного результата. Образованию нужны деньги. Ему необходимо здоровое питание, а не картофельные очистки. Голодную лошадь можно запороть до смерти (что и пытаются делать представитель неореформаторского движения), но она все равно не начнет тянуть плуг.

Кстати, именно поэтому абсолютно все схемы и системы, столь успешно работающие в западных странах, не приживаются на местной почве. Потому что работающее за сотни миллиардов никогда не будет работать за 7,9. Чтобы автомобиль проехал 100 километров, ему необходимо 10 литров бензина, а не 2. В противном случае 80% пути вам придется толкать увесистую конструкцию руками. Чем, собственно, и занимаются работники отечественной образовательной сферы.

Впрочем, кому нынче легко? Дочь президента тоже могла бы поехать в Колумбийский университет и учиться за 60 000 долларов. Но она направляется в Лондон учиться всего за 24 000. Потому что в стране кризис, и все к этому должны относиться с пониманием.

Екатерина Павловская