Пилотная серия
Начиная со вторника, 24 ноября, одной из самых популярных тем обсуждений – и в СМИ, и в быту – стала возможность третьей мировой войны. Истребитель F-16 турецких ВВС сбил российский бомбардировщик Су-24 при нарушении воздушного пространства. Впервые за время существования агрессивного блока НАТО был нанесен прицельный удар по миролюбивому самолету РФ (в девичестве – СССР).
Этот день российские вооруженные силы приближали, как могли. За последние полгода военные корабли и самолеты РФ были зафиксированы в опасной близости к границам Великобритании, Латвии, Швеции, Финляндии. С начала военной операции Кремля в Сирии Турция неоднократно выражала протест по поводу нарушений воздушного пространства российскими самолетами.
Когда-то это должно было случиться – действие пилота турецкого истребителя можно сравнить с полетом Юрия Гагарина и высадкой американских космонавтов на Луну. Кто-то должен быть первым, чтобы изменить порядок вещей.
Мир напрягся. Чем ответит Путин: гадали все, кто более или менее осведомлен в политике. «Кто нас обидит, тот трех дней не проживет», - говорил он в начале своего восхождения на вершину власти. Ядерная кнопка – в его распоряжении, так же как и 89,9% населения, поддерживающего любые действия президента РФ.
«Ленинградская улица приучила меня к одному: если драка неизбежна – бей первым», - это тоже его слова. Далеко за примерами ходить не надо: нападение на Грузию в 2008 году и начало оккупации части украинских территорий в 2014-м.
Ударит или не ударит. Бомбой или ракетой. Танками или самолетами. И прочие другие, самые страшные варианты развития событий приходили на ум, как только информация о сбитом турецким пилотом российском бомбардировщике, летевшем в Сирию, получила официальное подтверждение.
В конце концов, Путин сразил всех наповал – он потребовал извинений.
Это была его первая публичная реакция в ответ на уничтожение бомбардировщика и гибель командира корабля.
Собравшись с силами, Путин в субботу подписал указ, которым вводятся санкции против Турции: запрет найма турецких граждан российскими работодателями, запрет на импорт товаров турецкого происхождения. И так далее, и тому подобное.
До этого момента Россия успела приостановить безвизовый режим с Турцией, а все туроператоры поспешили заявить о прекращении продажи путевок в Турцию. Главное, вовремя. Путин своим указом распорядился прекратить чартерные авиарейсы в этом направлении.
Что из этого следует: третьей мировой войны не будет. Но Россия и дальше будет разжигать очаги военных конфликтов и вмешиваться в локальные войны, начавшиеся без ее прямого участия. Параллельно с этим западный мир будет усиливать экономическое и финансовое давление на Кремль, изматывать Россию гонкой вооружений, загонять РФ политическими методами в стойло государств-изгоев.
Россия будет отвечать на санкции своими ограничительными мерами – как это будет выглядеть, показал опыт продовольственного эмбарго, действующего с 2014 года. И будет продолжать провоцировать иностранные государства, позволяя своей военной авиации и военно-морскому флоту вплотную приближаться к их границам, или нарушая их – как это произошло в воскресенье, 29 ноября (не прошло и семи дней с гибели русского пилота Су-24), когда из Сирии залетел в небо Израиля российский военный самолет.
Министр обороны Израиля Моше Яалон заявил по этому поводу, что самолет вторгся в воздушное пространство его страны по ошибке. С ним поговорили по-хорошему, и он вернулся в Сирию.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган чередует резкие заявления в адрес Кремля, призывая «не играть с огнем», с попытками связаться с Путиным и поговорить с ним в Париже 30 ноября, где будет проходить международная конференция по проблемам климата.
При этом, нет никакого сомнения в том, что если российский военный самолет снова заблудится в небе над Турцией, то после необходимых предупреждений с ним поступят точно так же, как и с бомбардировщиком Су-24 24 ноября.
А почему – да потому, что Турция – не Израиль.
Ведь что сказал предшественник Владимира Путина на посту председателя правительства РФ Сергей Степашин в эфире телеканала «Дождь» 27 ноября: «Если бы Турция не была в НАТО, российские войска были бы уже в Стамбуле».