Первый год Зеленского: удержание рубежей или топтание на месте

1702

Вместо эпиграфа

«Год прошел как сон пустой»

(Александр Пушкин, «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

21 апреля – первый юбилей Зеленского-президента. Год назад политический проект, начавший раскручиваться с нуля за несколько недель до начала предвыборной гонки, с разгромным счетом победил позиционировавшего себя не просто в качестве политического тяжеловеса, а как минимум отца народа Петра Порошенко.

Отодвинув в сторону досужие домыслы о том, будто неприятие основной массой граждан пятого президента было таковым, что у него выиграла бы даже табуретка, попробуем предположить, что именно с конкретной новой личностью избиратели связывали некоторые надежды: если не стремительную модернизацию страны, то хотя бы на некоторое снижение социального прессинга со стороны управленческого класса.

Экономика пошатнулась, но появилась отговорка

 

Как говаривал один преподаватель математики, несколько цифр всегда красноречивее нескольких тысяч слов. Поэтому, говоря об экономике, сразу перейдем к числам.

По итогам 2019 года, внутренний валовый продукт по паритету покупательной способности (ВВП ППС) составил 409,26 млрд долларов США.

2018-й – последний полный год президента Порошенко - был завершен с показателем 390,42 млрд долларов.

Но…

Наметившиеся тенденции далеко не в пользу команды «новых лиц».

Рост ВВП в первом квартале 2019 года составил 2,9%, во втором 4,7%, в третьем – 3,9%, в четвертом – 1,5%. По итогам первого квартала  2020 года, электронные СМИ сообщили, что впервые за последние четыре года речь ведется не о темпах роста ВВП, а о темпах падения.

По прогнозам Минэкономики, в 2020 году экономика страны упадет на 3,9%.

Впору вывешивать лозунг «Верните Гройсмана», но не исключено, что последнему повезло вписаться в более-менее благоприятную экономическую конъюнктуру, и главной задачей было – не делать резких движений.

Для сравнения, пятый президент завершил свой первый год с падением 6,8% (второй – принес, вернее, унес, еще 11%).

Экономический развал 2014-2015 годов объяснялся военными действиями в Донецкой и Луганской областях. Но и у шестого президента, появилась не менее мощная отговорка – пандемия коронавируса, от которой пострадали экономики даже наиболее развитых стран.

Социальная сфера

В апреле 2019 года средняя заработная плата по стране составляла чуть более 10 200 гривен.

Год спустя – примерно 10 800 гривен. Провала не случилось. Но и движение вперед по факту не произошло.

С размером средней пенсии – примерно та же история. Рост составил с 2899 гривен в апреле 2019-го до 3064 гривен, по последним данным. Копеечный прирост пенсии был более чем уверенно съеден постепенным ростом цен.

Снижения тарифов не произошло

Традиционный для периода правления пятого президента рост коммунальных тарифов пока остановлен. Но и снижения не произошло. А применение достаточно примитивного маркетингового приема – заявление, что взимаемая оплата производится со скидкой – вряд ли может ввести в заблуждение современного потребителя. Гражданам достаточно извлечь из семейных архивов прошлогодние квитанции и сравнить с нынешними, и все автоматически станет на свои места.

Мир на Донбассе не наступил

Одним из магистральных лозунгов, с которым Зеленский вошел в местную политику – становление мира на Донбассе.

В разрешении этой задачи Владимир Зеленский не продвинулся ни на шаг по сравнению с предшественником.

Отказ от выполнения второй редакции Минских соглашений, фактически задекларированный шестым президентом на последней встречи «Нормандской четверки» в декабре 2019-го, в сочетании с неспособностью организации достаточного для подавления противника военного или политического давления сохраняют донбасский кризис в законсервированном состоянии без всяких перспектив к изменению ситуации в ближнесрочной перспективе.

Иными словами, задача не выполнена, и нет никаких оснований прогнозировать ее выполнение до окончания каденции.

Весна проходит без посадок

Предвыборный слоган «Весна прийде, саджати будемо» был воспринят некоторой частью избирателей буквально. Не исключено, что фантазия наиболее доверчивых представителей электоральной массы рисовала живописные картины с горящей под ногами у коррупционеров землей. Но у стороннего наблюдателя постепенно начало складываться впечатление, что целью появления многочисленных уголовных производств, в которых «папередник» фигурирует в качестве свидетеля, была стимуляция договороспособности последнего (что, в частности, продемонстрировало синхронное голосование фракций ПСН и ПЕС за «закон о продаже земли»).

Даже задержанный с максимальным индустриальным грохотом (правда не в прямом эфире) по подозрению в получении взятки в размере 480 тысяч долларов бывший замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Грымчак давно вышел на свободу.

Зависимость от МВФ

Крайне жёсткий диалог кинематографического персонажа Василия Голобородько с вымышленными представителями Международного валютного фонда порождал некоторые иллюзии на возвращение субъектности государства во взаимоотношениях с ближайшими деловыми и политическими партнерами.

Но…

Реальность оказалась радикально противоположной, подтверждением чему стало выступление самого главы государства перед принятием в Раде «закона о продаже земли» и «банковского закона». По версии президента, принятие законов было условием для выделения очередного кредитного транша.

Примерно в такой же позиции перед МВФ стояли и правительства времен пятого президентства с той разницей, что в качестве условий получения кредитов объявлялось повышение тарифов на коммунальные услуги для населения.

***

Год с момента второго тура выборов был потрачен на сохранение позиций, достигнутых предшественниками. Объективные данные указывают на то, что с этой задачей Владимир Зеленский и его команда справились если не на «отлично», то на твердую четверку. Для сравнения, пятому президенту Порошенко, чтобы приблизить страну к социально-экономическим показателям времен разжалованного из президентов Януковича, понадобилось 5 лет.

Однако, как показали выборы годичной давности, «удержание рубежей» трактуется избирателями как «топтание на месте» и воспринимается крайне негативно.

Дмитрий Михайлов