Парламентская досрочка, или Кто кому «підрахуй»

2056

Вместо эпиграфа

«Он прибежал, взволнован крайне, и сообщеньем всех потряс…»

(Владимир Высоцкий, «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное — невероятное" из сумасшедшего дома», 1977 год)

Менее чем за девять месяцев до президентских выборов по коридорам Верховной Рады поползли слухи о роспуске законодательного собрания. Сквозь неплотно сомкнутые шторы властного закулисья в медийное пространство просочилась информация о тайной встрече главы государства с частью депутатов пропрезидентской фракции. Судя по сообщениям некоторых электронных СМИ со ссылкой на инсайдеров, встреча прошла в сквознико-дмухановском стиле: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…» Якобы президент заявил о готовности распустить Верховную Раду. По рядам слушателей пополз тлетворный дух досрочки, вызвав у апологетов отечественной мультипликаций возглас: «Шо? Опять?»

Обсуждение досрочных парламентских выборов давно превратилось в национальную политическую забаву. Но поводы поговорить о «насущном» временами бывают прелюбопытными.

Попытка пропрезидентской фракции проучить коллег за непослушание обернулась действом, которое в среде электоральных масс обычно комментируется репликой «назло бабушке отморозил себе уши». Напомним, что 5 июня члены БПП нестройными рядами покинули сессионный зал в знак протеста против нежелания иными законодателями голосовать за предложенный к утверждению состав Центральной избирательной комиссии. В ответ главная коалиционная сила тут же получила звонкую оплеуху, зацепившую макушку и самого претендента на второй срок. Верховная Рада тут же приняла один из законопроектов, выдав на гора 240 голосов, а заодно и указав на стремящуюся к нулю ценность и пропрезидентской фракции, и самого главнокомандующего.

На волне победной эйфории даже родилась новая версия расшифровки БПП – «Без Петра Порошенко».  Фраза не блещет новизной, являясь своеобразным переосмыслением лозунга «Украина без Кучмы», что отнюдь не снижает уровень неприятного осадочка у претендента на второй срок.

За восемь месяцев до выборов пропрезидентская команда оказалась не в самой выгодной предстартовой позиции при полном отсутствии сколь-нибудь внятных инструментов обольщения электоральных масс. Количество избирателей, интересующихся безвизом, томосом или перспективами вступления в ЕС (по новой версии Петра Порошеко, это произойдет уже в 2025 году, правда, в ЕС об этом пока не знают) стремительно снижается.  А, следовательно, старинная поговорка – «не важно, как голосуют, важно, как считают» – становится актуальной как никогда.

Еще одно напоминание. Современный состав ЦИК (всего 15 членов) сформирован в основном в 2007 году. Срок полномочий члена ЦИК семь лет. Для 12-ти членов комиссии этот срок истек в 2014-м. Еще для одного – в 2017-м. В течение четырех лет ни президент, ни правящая коалиция не проявляли гиперактивности в изменении подобной ситуации. Но неотвратимо приближающийся «день Х» требует подсуетиться или хотя бы обозначить обеспокоенность. Попытка Петра Порошенко ввести в обиход при формировании состава ЦИК такое понятие, как «президентская квота» должно было обеспечить кандидату на второй срок большинство в ЦИК. Глава государства предлагал выделить ему право  вносить на рассмотрение Рады 4 кандидатов. Плюс 3 вносила бы фракция БПП.  Таким образом, для получения большинства в комиссии (8 из 15) оставалось бы завоевать симпатии всего еще одного члена. Но данная версия развития событий была встречена парламентариями без энтузиазма. В новой версии, БПП должно получить 6 мест. Седьмым пропрезидентским членом, по версии экспертов, может стать Татьяна Слипачук от «Народной воли». То есть, и при таком раскладе (с учетом двух старых членов ЦИК, ничем не обязанным прочим политсилам) достижение большинства более чем возможно.

Против такой гиперразвитой хитрости в нижней части спины у членов пропризедентской команды восстали даже меньшие братья по коалиции из «Народного фронта», которые по мере истечения срока депутатской каденции все более и более нуждаются в гарантиях, так как роль мешков с песком на президентском воздушном шаре явно не соответствует амбициям Яценюка и Ко. Досрочные выборы (как и очередные) менее всего необходимы политической силе, которая прекратит свое существование сразу же по окончании работы Рады восьмого созыва.

В ход был пущен небольшой шантаж: или голосование за состав ЦИК, или БПП выходит из коалиции с перспективой роспуска парламента. Но далеко не факт, что пропрезидентский блок останется в выигрыше, если ситуация зайдет настолько далеко, что придется принимать волевые решения.

Не станем детально останавливаться на том, что даже после выхода БПП из коалиции провести досрочку не так-то уж и просто. Не факт, что остальные фракции не попытаются сколотить новую коалицию (как показывает политический опыт, дружба «против» гораздо прочнее, чем дружба «за»). Но даже если антипрезидентская «Антанта» будет невозможной, для организации досрочных выборов необходимы кое-какие решений Рады. Деньги на выборы выделяет Кабмин, у руля которого оказался неоднократно намекавший об уходе в самостоятельное политическое плаванье Гройсман. Успеют ли инициаторы досрочки ублажить и нардепов, и кабмин до начала президентской компании? Отнюдь не факт.

Но даже если сработает самый верный принцип современной отечественной политики - «авось», снова не факт, что выборы принесут ожидаемое облегчение.

На современном этапе фракция БПП насчитывает 133 мандата. Затевать досрочку для того, чтобы получить меньше, чем есть, не имеет смысла. Однако, по данным Центра социальных исследований «София» от 4 июля, рейтинг БПП плавает где-то на уровне 8% (на выборах 2014-го Блок получил чуть более 20%). Иным словами выгоды от шантажа роспуском Рады – химерны. В то же время минусы – более чем очевидны.

Включение заднего хода (а не исключено, что этим дело и завершится) чревато серьезными репутационными потерями. Основное правило шантажиста – начал шантажировать шантажируй до конца. Иначе, все демарши, психи, истерики и угрозы будут восприниматься как самодеятельная постановка и не более.

Выходя из коалиции, БПП нарывается на обвинения со стороны всех и вся в дестабилизации политической ситуации, работе на агрессора и прочих шатунах, что также не принесет рейтинговых накоплений. Президент же может утратить значительное влияние на законодательное собрание, что отнюдь не укрепит его предвыборные позиции. Поражение БПП на досрочных парламентских выборах (если таковые состоятся) вообще резко снизит шансы претендента на второй срок настолько, что сделает его участие в президентской гонке чисто символической.

Дмитрий Михайлов