"Остаточне прощавай" от избирателей. Итоги первого тура

2029

"Первый тайм мы уже отыграли. И одно лишь сумели понять…" – пел во времена оны Александр Градский. И если взять эти строки в качестве эпиграфа для подведения итогов первого тура, то следует отметить, что первый тайм сыгран, но понимание проявившего активность избирателя если и менее глубокое, то с более обширным диапазоном.

Итак, пункт первый: непроходные – таки непроходные.

Все, кого эксперты, аналитики и социологи отнесли в разряд так называемых непроходных, не подвели, целиком и полностью подтвердив свое реноме. Тридцать кандидатов не сумели преодолеть кефирный рейтинг в один процент, что как бы перечеркивает провозглашенные во время протестных акций пятилетней давности тезисы о потребности электората в появлении новых политических лиц. Те, кого можно было бы отнести к понятию "герои майдана", практически не присутствовали в списках. Ольга Богомолец – человек, который мог бы сказать о себе фразу "выносила раненых" с гораздо большей уверенностью, нежели иные кандидаты – набрала около 0,2%.

То есть, по большому счету такой категории кандидатов стоило бы сказать "остаточне прощавай" на законодательном уровне, посредством введения более жестких условий отбора. Это, в свою очередь, могло бы положить край разговорам о техническом кандидатстве. Но решение данного вопроса – не для этой политической реальности.

Пункт второй. Ружье выстрелило холостыми

О сборах в поход за президентской булавой бывшего главы СБУ Валентина Наливайченко средства массовой информации сообщали еще в 2016-2017 годах и даже выстраивали различные конфигурации политических альянсов – Наливайченко-Тимошенко и Наливайченко-Саакашвили. Но, выражаясь языком драматургов, повешенное в первом акте на сцене ружье если и выстрелило (дабы не перечить Антон Палычу), то исключительно холостым зарядом – что-то в районе 0,2%.

Вряд ли более узнаваемый коллега Наливайченко по экс-председательству в спецслужбе Смешко практически без разбега набрал целых 6%. Очевидно, медиа-обаяние агитировавшего за Смешко интервьюера Гордона оказалось гораздо сильнее некоторых сомнений в его прогностических способностях.

Пункт третий. Проба пера

Непроходные, но не очень, к каковым, как показало народное волеизъявление, можно было бы отнести Олега Ляшко, Анатолия Гриценко, Александра Вилкула и Юрия Бойко, более трудились с прицелом на грядущие с не меньшей неотвратимостью парламентские выборы. Успешным решением задачи в данном случае является преодоление пятипроцентного барьера с перспективой повторения этого результата на выборах в Верховную Раду.

С точки зрения стремления к максимальному балансу политических сил, президентские и парламентские выборы следовало бы развести по времени на расстояние двух с половиной лет. Однако в ближайшей перспективе такое вряд ли произойдет именно по той причине, что к выше названному балансу в современном политикуме интерес минимальный.

Пункт четвертый. Конец единству юго-восточного электората

Раскол в среде политсилы, называвшей себя единственно правильной оппозицией, в значительной степени размыл некогда хорошо отмобилизованный и многочисленный электорат восточных и южных областей страны, как правило, достаточно активно поддерживавший Партию регионов и запрещенную ныне Компартию.

Выдвижение единого кандидата и проведение более настойчивой избирательной кампании без эксцентрики в виде путешествия в Москву, растиражированного пропрезидентскими агитаторами в качестве поездки на поклон к агрессору, вполне позволило бы побороться за место во втором туре.

Работающие на одну и ту же аудиторию Бойко с Вилкулом в сумме набирают около 16%. А проявление консолидированной позиции позволяло бы им надеяться на возвращение хотя бы нескольких процентов избирателей, поддержавших Владимира Зеленского.

На первый взгляд, подобные расклады относятся более к историям из серии "если бы у тети были усы". Но как показывает европейская практика последних лет, тети бывают не только усатые, но и бородатые. Хотя стоит признать, что окончательная победа подобных политических сил в ближайшие десятилетия вряд ли возможна, даже если за них проголосуют 90% избирателей. (Для расширения кругозора можно привести пример из истории взаимоотношений северных и южных штатов во второй половине 19-го столетия. Когда через десять лет после поражения южан в Гражданской войне на выборах победил кандидат от юга, результаты голосования были пересмотрены таким образом, чтобы овальный кабинет занял претендент от севера. Ибо как говаривали древние, Vae victis).

Пункт пятый. Последний шанс Юлии Тимошенко

Достаточно уверенно лидировавшая в соцопросах еще осенью 2018-го Юлия Тимошенко, по логике вещей, прощается с президентскими амбициями навсегда. Тайный червь тягостных предчувствий точил сознание "тетушки отечественной демократии" задолго до дня Икс, порождая полувоздушные фантазии о переделе полномочий между президентом и премьером в пользу последнего. Хотя с таким уровнем популярности в избирательской среде и на пост премьера рассчитывать можно лишь при очень специфических условиях. С тяжестью на сердце – ибо неприятные для людей вещи всегда непросто говорить – можно утверждать, что, очевидно, электорат не любит Юлию Владимировну. Она не числится в среде фаворитов ни на западе, ни на востоке, ни на юге, ни на севере. А ее последний шанс был отнюдь не в 2019-м, а в далеком 2010-м.

Пункт шестой. Сила пропагандистcкого искусства

Действующий президент – единственный, кто провел хоть сколь-нибудь масштабную и активную избирательную кампанию, личным примером подтвердив, что сила агитации и пропаганды (не будем сейчас пересказывать неподтвержденные версии о сетках, сборе персональных данных, подкупе и прочих технологических фокусах) еще имеет хоть какое-то воздействие на электоральные массы. Хотя, если следовать логике одного из кандидатов Юлии Литвиненко, если у Зеленского уровень неподдержки – 70%, то у действующего гаранта – все 84%. Хотя и поводов смотреть в будущее без оптимизма для ныне действующего становится все меньше.

В общем и целом задачу минимум стоит считать выполненной по схеме "Остаточне прощавай репутация, здравствуй второй тур". Хотя в случае удачного финиша об этом никто не будет вспоминать.

Пункт седьмой. Случайность или закономерность

Рейтинг Зеленского аналитический сектор говорящих голов отнес к протестному голосованию. На что отчасти указывает практически полное отсутствие сверхусилий со стороны кандидата номер один, если не считать сериала "Слуга народа", который отдельные знатоки пытались объявить предвыборной агитацией. Подобное мнение стоит рассматривать в качестве если не "остаточного прощавая", то достаточного выразительной попытки сделать таковой политической системе, которую пытались выстроить управленческие элиты в постреволюционный период. Насколько глубокое отвращение существующая политическая модель вызывает в среде избирателей, можно будет проверить уже очень скоро – чрез три недели. Впрочем, эта тема достойна отдельного разговора.

Екатерина Павловская