Очередной нож в спину Петра Порошенко
Решение Конституционного суда об отмене статьи уголовного кодекса о незаконном обогащении не только вызвало активное бурление повидл на различных информационных площадках, возникающее, впрочем, по поводу и без повода, но и стало очередным ударом по репутационной незапятнанности действующего президента в самый напряженный период его существования – в момент борьбы за второй срок.
Для начала стоит рассмотреть, что отменили конституционные судьи, поскольку фактологичекая составляющая в хлынувших в информационное пространство сообщениях затмевается проявлениями праведного гнева (что ж такое, как же так?)
Итак, статья 368-2 Уголовного кодекса гласила:
"Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждена доказательствами, а также передача им таких активов любому другому лицу -
наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества".
Далее шли вариации на основную тему, которые ужесточали наказание до лишения свободы сроком до 10 лет.
Статья была внесена в УК в 2015 году, когда волна антикоррупционного задора хоть и шла уже по нисходящей, однако не особо удалилась от своей высшей точки.
Пришедшей на смену "злочинной владі" части управленческого класса механизмы борьбы с коррупцией представлялись достаточно простыми (примерно такими, как они ныне представляются в странах Западной Европы): не смог доказать происхождение имущества – бите зер, к ответу по всей строгости постреволюционного закона.
Данной методологией неоднократно пытался воспользоваться и Генеральный прокурор Луценко. Да, все дела, за которые берется наиболее антикоррупционный из всех антикоррупционных прокуроров, рассыпаются как песочные пасочки, но стоит признать, что попытки были.
Например, в январе 2017-го ГПУ заявляла, что проверит е-декларации 29 депутатов. Через сито проверки проходил и "зеркало антикоррупционной революции" нардеп Лещенко, который находился на пике скандала с приобретением дорогостоящей квартиры, не понятно (для широкой публики) на какие средства: то ли на одолженные на беспроцентной основе у знакомой женщины, то ли внесенные будущей супругой в рамках приобретения совместно наживаемого имущества… Впрочем, после решения Ка-эСа это уже не имеет абсолютно никакого значения. Все – законно. А ныне НАБУ с негодованием разводит руками и сообщает о том, что ранее начатые расследования закрываются, ибо не судьба…
Мотивационная часть, под аккомпанемент которой из отечественного УК была изъята целая статья, неискушенного стороннего наблюдателя скорее может удручать, нежели приводить в состояние полного понимания происходящего. Оказывается, статья 368-2 противоречит закрепленному в конституции понятию презумпции невиновности, хотя мало кто сумел достичь такого уровня просветления, чтобы понять суть противоречий.
Да, ставшая спорной статья, вынуждала попавшегося на непомерной роскоши чиновника или депутата самому предоставлять оправдательные факты (а не с надменным видом наблюдать, как следственные органы роют грядки с уликами, выстраивая доказательную базу, которая будет разгромлена усилиями высокопрофессиональных адвокатов). Но ведь и человек, застигнутый с ножом в руке над трупом, также оказывается в ситуации, когда объясняться приходится именно ему. Для следствия и суда его вина не вызывает никаких сомнений.
По факту был изъят краеугольный камень антикоррупционной борьбы, к которой даже еще и не успели толком приступить.
Со стороны это выглядит как отказ от противодействия незаконному обогащению, что, конечно же, вряд ли укрепит имидж кандидата на второй срок как заядлого антикоррупционера.
Параллельно нивелируется ценность такого мероприятия как электронное декларирование, которое временами преподносилось в качестве достижения уровня безвиза и томоса. Отныне наличие в декларации дворца стоимостью несколько миллионов долларов с правовой точки зрения никак не будет дискредитировать чиновника с окладом, эквивалентным паре-тройке тысяч у.е. Вполне достаточным объяснением непомерному благополучию становится четвертая строка известной крыловской басни "Вороне Бог послал кусочек сыру". Ведь ворону никто не утруждал расспросами? Откуда сыр. И так всем все было понятно – Бог послал.
Достаточно труднообъяснимая для электоральных масс отмена антикоррупционной статьи совпала по времени с громкими обвинениями в коррупции в военно-промышленном комплексе, непосредственно бросающими тень на гаранта, которому приписывается наличие бизнес-интересов в данной сфере (завод "Ленинская кузница", к примеру, традиционно включают в бизнес-империю Порошенко, хотя, конечно же, никакой империи не существует, ибо - слепой траст, "офшорненаш" и прочие антикоррупционные прелести).
Если ко всем неприятностям можно добавить еще и неспособность компетентных товарищей справиться даже с такой элементарной задачей, как отбор на Евровидение, то в сознании у потенциального избирателя вообще может сложиться довольно серая картина мира, в которой с конструкции многочисленных побед начинает сыпаться штукатурка.
Чем замазывать "раны" на имиджевом фасаде, пока не совсем понятно. Концепция "армия-язык-вера" скорее отсекает значительные сегменты электората от претендента, нежели привлекают дополнительные голоса. Впрочем, не исключено, что решение ключевого вопроса ближайших двух месяцев будет зависеть не от живого творчества масс, а от узкокруговых договоренностей, на которые те или иные имиджевые потери не имеют никакого влияния.