"Нормандская четверка" на троих
Вместо эпиграфа
"И что это за профессия такая, прости господи! Сын лейтенанта Шмидта! Ну. Год еще, ну, два. А дальше что? Ваши рыжие кудри примелькаются…"
(Илья Ильф, Евгений Петров, "Золотой теленок", 1931 год)
Если в эпоху махрового совка важнейшими из искусств считались кино и цирк, в эпоху стремительного евроинтегрирования данную функцию выполняют "зрадо-переможні змагання" – особый род интеллектуальной деятельности, позволяющий прозу серых будней трансформировать в подвиг и наоборот.
Одним из наиболее крупных приобретений действующего главы государства от визита в некогда стольный град Аахен могло бы стать фото "А это я с Меркель и Макроном".
Итак, 10 мая в Германии состоялась встреча на высшем уровне между Петром Порошенко, президентом Франции Макроном и канцлером ФРГ Анхелой Меркель.
Злые языки судачили, что главнокомандующего вызывали на ковер для порки, интенсивность которой была столь изрядна, что понадобилось не более полутора часов. Данный факт несколько далек от истинного положения вещей, так как Аахенская встреча собиралась отнюдь не для него. 10 мая Эммануэлю Макрону вручили премию Карла Великого за преданность европейской идее и усилия для европейского единства. Акт признания был совершен в присутствии сотни гостей, в числе которых оказался Петр Алексеевич.
Использование светского раута в качестве площадки для делового общения – уже признак изрядной дипломатической настойчивости даже вне зависимости от результативности переговорного процесса.
Конечно же, представлять встречу в качестве перепасовки репликами на ходу между церемониальным залом и банкетным, каковой ее узрел экс-премьер времен Ющенко Юрий Ехануров, вряд ли стоит. Информация о встрече была донесена до аудитории еще во время предыдущего визита Порошенко в ФРГ в первой половине апреля. И для оной члены креативного штаба придумали даже отдельное название – "Нормандский формат без Путина" – что следует считать наиболее интересно агитационного-пропагандистской удачей последнего времени.
Да, с таким же успехом можно и предстоящие встречи главы РФ с Меркель и Макроном называть "Нормандским форматом минус". Но у них есть свои креативные штабы, так что наши им подсказывать не обязаны.
Так как в обсуждении "Северного потока – 2" канцлер ФРГ поставила жирную точку еще на прошлой встрече, то и тактически, и стратегически правильным было объявление в качестве магистральной темы миротворцев на Донбассе. Из максимально актуальных для президента тем оставалось только гипотетическое получение томоса на создание автокефальной церкви, но фрау Меркель эта тема могла бы показаться еще менее интересной.
Нулевой результат общения ровным счетом никого не должен вводить в состояние ложной анти-эйфории. Меркель сказала ровно то, что от нее требовалось. А именно, что поддерживает суверенитет Украины и приложит все усилия для его возобновления. По-большому счету, ничего иного она сказать и не могла, так как риторика противоположной направленности в публичной плоскости выглядела бы явным моветоном, да и общий праздник портить нельзя. Так что расчет на позитивное выступление немецкого канцлера был абсолютно беспроигрышным. Оставалось лишь усилить позитивный импульс развернутой риторикой, что всегда работает безотказно, особенно, если нельзя проверить, что конкретно творилось за закрытыми дверями. Прием отнюдь не новый, так как был еще описан великим украинским писателем Николаем Гоголем в одной из неувядаемых пьес, в которой один герой повествовал о поедании кавунов по 700 рублей за штуку с братом-Пушкиным "на одной ноге", а второй, теребя подбородок, с ужасом себя вопрошал: "Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?"
На выходе получился креативный план, элементы которого были собраны по принципу приготовления ирландского рагу, когда на завтрак подается блюдо из того, что не было съедено на ужин. Заявление главнокомандующего об "имплементации Минских соглашений с обязательным привлечением миротворческой миссии ООН", дает основания практически со стопроцентной уверенностью прогнозировать отсутствие продвижения в решении военно-политического кризиса в ближайший год. Иной вопрос: ставится ли такая задача, и нужны ли какие-то резкие подвижки менее чем за год до выборов.
Согласившись на вторую редакцию Минска, Петр Порошенко автоматически сделал себя недоговороспособным по данной теме, даже если в те не столь далекие времена он этого и не осознавал. Согласен ли главнокомандующий на выполнение пункта 11-го с примечаниями. Которые предусматривают создание в отдельных районах собственной милиции, судов и прокуратуры? Однозначно, нет. А следовательно, ни о каких "имплементациях" говорить не приходится. Но и заявить об отказе от второй редакции Минска президент не готов, чтобы не лишиться столь приятного общения с франко-германскими товарищами. Поэтому тактика лавирования и еще раз лавирования в сочетании с исполнителем выглядит максимально органично. Главное окончательно не вылавировать, так как результат может оказаться гораздо менее привлекательным, нежели процесс. И не переусердствовать в перетягивании одеяла всеобщего внимания на себя. Ибо нет ничего более утомительного для публики, как примелькавшийся конферансье с бородатыми анекдотами.