Недорасстрелянные Аваковым, или Приключения харьковских копов
Вместо эпиграфа
Погоня! Какой детективный сюжет обходится без нее.
Один бежит, другой - догоняет... Таков непреложный закон жанра.
Детектив без погони - это как жизнь без любви.
(к/ф «Берегись автомобиля», 1966 год)
Киногерои создаются не только на потеху почтеннейшей публики, но и для того, чтобы служить примером для подражания.
История американского копа, который на служебной машине с десятками мигалок мчится за злодеем, сокрушая все на своем пути, столь часто повторялась в исполнении харьковских полисменов, что ей давно уже перекочевать из жанра новостных заметок в высокий стиль философского эссе.
Правда, если вымышленные герои громят на своем пути витрины, остановки общественного транспорта, лотки с овощами и так далее – кино все-таки искусство гипербол – то реальные копы отделываются, как правило, битыми автомобилями.
Не успели экипажи дорожной полиции на Hyundai Sonata выйти на патрулирование трассы Харьков-Чутово, как приключения не заставили себя ждать. Погоня за «лексусом» на трассе Киев-Харьков-Довжанский несколько дней назад завершилась победой дорожного патруля, совершившего непроизвольный таран.
Общее количественные показатели помятой техники прочно обосновались в эмоционально-статистической рубрике «Ну ничего ж себе!». Чтобы не конкретика все-таки присутствовала перед глазами. В 2015-м, когда все только начиналось, было повреждено 201 машин. За прошлый год, по данным Департамента патрульной полиции НПУ, повреждения получили 439 авто. Харьковчане уложились в скромную цифру 25. По сравнению, например, с киевскими потерями – 157 в 2015-м и 145 в 2016-м - фактически ничто.
Тем не менее, наиболее старательные эксперты составляют рейтинги «ТОП-10 самых громких ДТП с участием харьковских патрульных».
В качестве лирического отступления можно привести пару эпизодов, претендующих на размещение в классике жанра: апрельская проверка на прочность столба или прошлогодняя попытка померяться силами с троллейбусом. Пока, как правило, в подобных ситуациях препятствующие движению объекты неизменно брали верх.
Факт пребывания неблагополучной производственной ситуации под контролем руководства МВД был очередной раз обозначен 30 мая - во время вручения патрульным новых электрокаров Mitsubishi Outlander PHEV, когда глава ведомства Арсен Аваков пригрозил расстреливать попаданцев в ДТП.
«Учитывая стоимость этих машин и особенно их специфику, мы перед тем, как их дать, сначала заставим полицейских трижды пройти экзамен, потом показать, как они умеют водить электромобиль. И мы договорились первых трех расстрелять, кто попадет в аварию», — заявил министр, известный в сетевых кругах как человек, обладающий изрядным чувством юмора в стиле «бамбарбия кергуду» (что в переводе с языка кунаков влюбленного джигита означает шутливое обещание расправиться с применением режущего холодного оружия).
Чутовских гонщиков от министерского гнева спасло, очевидно, то, что дамоклов меч не предусмотренной действующим законодательством меры наказания повис только над экипажами электрокаров, что стало также еще одним своеобразным подтверждением правоты старинной восточной поговорки «Hyundai – это вам не Mitsubishi».
А в качестве лучшей иллюстрацией доминирования философии жизнеутверждения над превратностями производственных будней можно использовать недавний текст главы МВД, исполненный в одном из традиционных жанров японской поэзии:
Когда рассвет только зарождается,
а город еще спит…
Киев. Субботнее утро.
Символическое значение этих строк – многогранно. Возможно, они обозначают вечность поэзии и преходящий характер всего остального. А, возможно, что-то еще.