Недоагитированное население
Вместо эпиграфа
"Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим"
(Козьма Прутков)
История, в которой несколько работяг приходят к пониманию, что о результатах их кропотливого труда ничего неизвестно миру, стороннему наблюдателю показалась бы абсолютно нелепой. Но замена персонажей и локаций может изменить и восприятие до противоположного. К примеру, сообщение о том, что Кабинет министров собирается потратить 7,7 миллионов гривен из государственного бюджета с целью информирования населения об успехах реформ, кажется уже не столь абсурдным.
Да, всегда найдется некоторое количество экспертов готовых в подобных случаях ввернуть резон: "Лучше бы эти деньги отдали пенсионерам". Но при ближайшем рассмотрении становится понятно: нет, не лучше. Оговоренной суммы хватит лишь на то, чтобы выплатить каждому из 11,9 миллионов пенсионеров по 65 копеек. То есть раздачей оговоренной суммы проблемы пожилых людей не решить. А в это же самое время правящий кабинет совместно с главой государства переживают глубочайший кризис недоверия, на что как бы намекают данные социологических исследований.
79% украинцев недовольны деятельностью президента (Центр социальных исследований "София").
67% украинцев недовольны работой кабмина (социологическая группа "Рейтинг").
76% населения Украины считают курс страны неверным. (социологическая группа «Рейтинг»).
И так далее, и тому подобное.
Если ориентироваться на данные исследований, то может сложиться впечатление, что население действиями правящего режима недовольно. Но один из основных постулатов рекламно-пропагандистской деятельности говорит о том, что не бывает недовольного населения, есть население недоагитированное. Если следовать данному закону, то затраты, которые действующий кабмин предлагает понести налогоплательщикам, более чем оправданы. Иначе, каким образом среднестатистический гражданин может получить информацию об успехах образовательной реформы, если приводя в школу своих детей, он видит то же самое здание, ту же самую мебель, тот же самый школьный стадион, огороженный вкопанными покрышками? Откуда он узнает о позитивных результатах медицинской реформы, если заходя в медучреждения, он обнаруживает там все в том же состоянии, что и до реформы, а перемены ощущает лишь на примере роста цен на лекарственные препараты? Как он узнает, что благосостояние в стране растет, если каждый месяц на одну и ту же сумму ему удается приобретать меньшее количество продуктов?
Очевидно, что необходима профессионально подготовленная и теоретически обоснованная программа позитивного информирования населения.
Приемы позитивного информирования прекрасно зарекомендовали себя в различных государствах в различные эпохи, в частности, в наиболее близкий к современному украинскому сообществу и географически, и хронологически – советский период. Устремленность ввысь всех графиков и грамотно составленный сравнительный анализ создавал иллюзию не только относительного благоденствия, но и стремительного рывка вперед, особенно на фоне 1913 года.
В качестве одного из наиболее ярких наглядных примеров стоило бы привести агитационную кинокартину "Кубанские казаки". Перед авторами была поставлена творческая сверхзадача не отображения сельской действительности, а формирования у конкретно взятого зрителя ощущения индивидуального лузерства на фоне общего расцвета колхозного строя. Если в родном колхозе кинозрителя – тощие коровы, ржавый трактор и покосившиеся хаты, то это не более чем проблема отдельно взятого села. Ведь в остальных селах урожайность всего - от овса до желудей - растет с такой скоростью, что просто становилось не по себе от неотвратимо надвигавшегося изобилия.
Попытки привития "объективистского подхода" в восприятии бытия предпринимаются и в современном социуме. Практически классикой жанра стала запущенная после событий 2014 года в информационное пространство формулировка, типа: "Что же вы жалуетесь на плохую жизнь? Посмотрите, сколько на улице дорогих машин". Подобные "логические" конструкции призваны формировать у отдельной электоральной единицы представление об относительно хорошей работе действующей власти ("сколько на улице дорогих машин") даже если сам потребитель агитационного продукта передвигается по большей части на разбитом 40-летнем трамвае.
Если у избирателя низкая зарплата, значит, он плохо работал. Ведь в целом-то по стране заработная плата растет. Вот – график.
Если под окнами разбитая дорога, значит, местные жители неаккуратно по ней ходили. Но в целом-то по стране развернулось широкомасштабное дорожное строительство. Вот – диаграмма.
Если в деревне Вилариба кушают сухарики, то это не более чем субъективное восприятие окружающей среды. Ведь, согласно отчетностям кабмина, в деревне Вилабаджо увеличилось потребление мяса, а, следовательно, в целом по стране все кушают котлеты. Вот – рецепт приготовления.
Иными словами, отсутствие дополнительной информации формирует у человека узкий и, не побоимся этого слова, субъективистский взгляд на вещи. А для исправления подобных дефектов восприятия окружающей действительности не жалко ни 7 миллионов, ни 70, ни 700. Что наверняка с убедительнейшей наглядностью в ближайшее время продемонстрирует неотвратимо приближающаяся избирательная кампания.