Наших кнопкодавов не перекнопкодавить
Вместо эпиграфа. Есть старинная китайская легенда. Недалеко от одной деревни жил очень конфликтный Дракон. И вот однажды к нему пришел прекрасный юноша с друзьями, зонтиками, горячим чаем и хорошим настроением. После непродолжительной, но жестокой схватки Дракон был повержен. А дальше все помнят, что произошло…
В стенах Верховной Рады очередной скандал. На кнопкодавстве был пойман сам Мустафа Найем. Да-да, тот самый – «берите зонтики, чай, кофе…» Вернее, недопойман. Члены фейсбучной группы «Депутати.ФотоЛікс» разместили фотоснимок, на котором народный депутат Мустафа Найем, избранный от «Блока Петра Порошенко», голосует с чужого пульта. Нардеп тут же с изяществом и блеском штандартенфюрера Штирлица разбил все обвинения в пух и прах. Мол-де, прогуливался по Унтер-ден-линден, увидел женщину с чемоданами, решил помочь, а на чемодане случайно оказалась кнопка для голосования…
Система Рада позволяет голосовать с любого места. Именно этим правом, как заявил Найем, он и вопользовался.
К тому же нардеп сделал ударение на том (об этом ярко свидетельствует восклицательный знак), что он голосовал против. Видимо, по негласным правилам Верховной Рады считается, что кнопкодавы кнопкодавят только «за». Недоброжелатели и тут попытались укусить Найема за пальцы для голосования: а против каких реформаторских законов он так активно голосовал? Но это уже совсем, совсем другая история.
Итак, флагман революции гидности весь в белом, только труба чуть закоптилась от стремительного движения вперед.
Но проблема неперсонального голосования осталась на том же самом месте, она никуда не исчезала.
Еще полтора-два года назад оппозиция (теперешняя власть) требовала решительного и бесповоротного изгнания кнопкодавов из стен украинского парламента, подразумевая, прежде всего, под нарушителями регламента представителей правящей партии. В принципе, трудно представить, что при той трудовой дисциплине, которая царила в провластных партиях, кнопкодавство хоть как-то влияло на исход голосования. Хотя со стороны это выглядело несолидно и походило на армейскую дедовшину: старослужащие ушли в ларек за лимонадом, а молодого оставили впахивать за семерых.
Для борьбы с неперсональным голосованием использовался самый широкий арсенал политического оружий – от блокирования парламентской трибуны до флешмобов.
Оппозиция блокирует трибуну с требованиями персонального голосования. 2013 г.
Бывшему гаранту даже пришлось в конце февраля 2013-го подписать закон №29-VIІ «О внесении изменений в стать. 47 Регламента Верховной Рады Украины».
Согласно закону, в случае выявления кнопкодавства рассмотрение вопроса повестки дня останавливается. Председательствующий устанавливает присутствие на заседании депутата, вместо которого голосовали. В случае отсутствия этого депутата счетная комиссия должна изъять карточку такого народного избранника. После этого проводится повторное голосование. Пожалуйста, господа, пользуйтесь, только не ссорьтесь.
Но поскольку в нашей стране законы для определенной категории граждан носят не столько обязательный, сколько рекомендательный характер, депутаты-пианисты не исчезли. Более того, ровным счетом ничего не изменила и революция (хотя какая же она тогда революция, если ничего не изменила).
Движение «Чесно» (укр.) проводит целые исследования такого явления, как неперсональное голосование. Среди лидеров – представители власти. Члены фракции «Народный фронт» были уличены в голосовании за себя и за того парня 9 раз. Среди попавшихся на горячем – герои революции гидности Татьяна Черновол и Сергей Пашинский.
По версии Татьяны Черновол, неперсональное голосование может быть оправдано важностью принимаемых законов.
За пультом голосования народнофронтовец Пашинский.
По два раза отличились БПП и РПУ – итого на счету европейской коалиции 13 эпизодов. («За что стоял майдан?» даже вслух не произносим – просто оскомину уже набили этим вопросом). Если бы в 2012 году послушались нынешнего вице-спикера и ввели за неперсональное голосование уголовную ответственность, только из провластных кнопкодавов можно было бы сформировать небольшой этапчик.
Всего за полгода работы новой Рады выявлено около 40 случаев кнопкодавства. То есть в соответствии с действующим законодательство все эти голосования должны быть отменены, вопросы проголосованы повторно.
Допустим, что представителям «чесної влади» пользоваться законами, изданными «злочинною владою», не комильфо. Но что мешает принять собственные нормативные акты?
В начале 21-го века проблему можно было бы решить техническими средствами. Одно время муссировалась тема идентификации голосующего по отпечаткам пальцев. Правда, острословы тут же выдвинули предположение, что половина депутатов окажется без пальцев. Ну что ж? Тогда, во всяком случае, будет видно, кто уклоняется от голосования лично.
Несколько лет ведутся разговоры о внедрении новой системы для голосования «Рада-4». Но в свою бытность спикером парламента Турчинов оценивал реализацию данного проекта в 92 млн грн. А откуда ж у нас такие деньги?
Более того, сегодня активно развивается новое течение - кнопкодавы от власти и их сторонники активно оправдывают неперсональное голосование. Татьяна Черновол, не стесняясь телекамер, заявила, что голосовала чужой карточкой, потому что рассматриваемый закон был очень важен для страны. И эта тема была мгновенно подхвачена. Казалось бы, чем нынешние кнопкодавы лучше папередников? А вот одна из пользователей сетей дает на это потрясающий по степени простодушия ответ: «Ну конечно, сравнили! Кнопкодавы Януковича давили за свои потоки бабла в свои угодья, за расстрелы на Майдане! Ну а Таня в порыве сделать добро людям надавила за «правильный» закон, опять же, для нас с Вами».
Некоторые участники дискуссий о кнопкодавстве предлагают вообще узаконить неперсональное голосование. Ну, представьте, депутат в командировке (на сессии ПАСЕ, нас же туда чуть ли не всей Радой приглашают), или выехал в Японию по линии межпарламентских связей, или свадьба у детей, или заболел в конце концов. А в Раде в это время принимаются судьбоносные законы. И все. Половина парламента в командировках, половина – слегла с различными заболеваниями, а страна в это время накрылась широкой и неглубокой емкостью из пластичного переходного металла золотисто-розового цвета.
Иными словами, то, что ранее считалось противоправным и даже аморальным, сегодня преподносится как некая норма жизни, а в сознание широких масс внедряются ленинский принцип: все, что служит интересам «партии большевиков», является и законным, и нравственным. Но, впрочем, на таких мелочах не стоит зацикливаться. Как сказала один из депутатов-кнопкодавов, это же не самая большая проблема в стране.
Фото: Reuters, glashataj.info