"Нафтогаз" отключит газ. Для кого? Для чего?
Когда действующего главу Национальной акционерной компании "Нафтогаз" безо всякого почета – как того требуют местные политические традиции – будут провожать в отставку, то не исключено, что доминирующим месседжем прощальной "церемонии" будет неувядающая с годами поговорка "Жадность фраера губила".
(Для тех, кто в слове фраер узрел какие-либо негативные коннотации, напомним, что в переводе с древневерхненемецкого языка означает "свободный", что как бы соответствует духу наступивших времен. Хотя, в переводе со староанглийского - странствующий монах, отличающийся особой жадностью и мелочностью. Но данное определение можно и игнорировать, как более позднее, а, следовательно, вторичное.)
На днях глава "Нафтогаза" выступил с громким заявлением. Если в тарифах для потребителей не будет предусмотрена плата за пользование газотранспортными сетями, то… Achtung и attenzione – "Нафтогаз" отключит от газоснабжения 129 населенных пунктов в 16 областях. Для страны, где населенных пунктов тысячи – это, с одной стороны, немного. Но с другой, даже крошка в постели может доставить неприятные ощущения.
Действительно, на первый взгляд может показаться, что аппетиты руководства главной компании страны выходят не только за рамки здравого смысла, но и элементарных приличий.
В основе практически всех сколь-нибудь громких скандалов, связанных с руководством "Нафтогаза", лежат ни женщины легкого поведения, ни мужчины альтернативных нравов, ни порошкообразные наркотики, ни азартные игры, ни оговорки по Фрейду, ни оговорки в пику толковому словарю, ни пьяные драки, а деньги, деньги и еще раз деньги. Как мог бы сказать один известный оратор, money, pieniądze, soldi, башли, лавандосы…
Чем запомнится широкому кругу читателей действующий топ-менеджмент "Нафтогаза"? Запредельными для среднестатистического обывателя зарплатами.
Как сообщали электронные СМИ, по итогам 2014 года глава компании задекларировал 763,2 тыс. гривен доходов в виде заработной платы. Туловище топа, по версии тех же е-медиа, перевозит автомобиль Mercedes Benz S600 Guard с бронированной капсулой. Для привыкшего к перемещению по большей части в трамвайно-троллейбусных салонах обывателя это выглядело дикостью, но в "Нафтогазе" объяснили – судятся с "Газпромом", а от последнего можно всего ожидать.
В 2015-м, согласно декларации, зарплатка главного по нефти и газу подросла до 1,1 млн в год. В 2016-м, по данным «газового эксперта» Юлии Тимошенко, глава "Нафтогаза" получал такую сумму уже не за год, а за месяц, что, конечно же, тут же стало предметом зависти для стороннего наблюдателя, не привыкшего упорно и плодотворно работать. На практике же подобную сумму может заработать любая училка географии, если будет работать по 952 часа в сутки (правда, без выходных, но хороший заработок того стоит).
Обильное слюноотделение электоральных масс вызвало известие о назначении премий руководству "Нафтогаза" в размере 46,3 миллионов долларов, что в гривневом эквиваленте равняется 1,2 миллиарда. Для того чтобы досчитать до этой суммы со скоростью 10 чисел в секунду, потребовалось бы около 4 лет. Но ведь и дело было сделано не малое: норвежская юридическая фирма, которой отечественный налогоплательщик уплатил 25 миллионов долларов, выиграла дело в стокгольмском арбитраже у "Газпрома". Наиболее нудные наблюдатели могут задаться вопросом: при чем здесь топы "Нафтогаза"? Но должен же был кто-то отрапортовать о великой победе добра над злом. Да, из 2,5 отсуженных миллиардов долларов не получено еще ни цента, и неизвестно, будет ли получено, ибо апелляции-шмапеляции и прочий юридический мозговорот могут растянуться еще на годы. Однако время и силы-то уже потрачены.
Но возвращаясь к скандальному заявлению об отключении 129 населенных пунктов можно заподозрить наличие еще одной мотивационной составляющей, кроме тотального меркантилизма. Совершенно очевидно, что поднятие тарифов, к которому приведет включение оплаты за пользование сетями, накануне президентских выборов – это похоронный марш для действующей власти. Этого, к примеру, не понимает МВФ, который ставит поднятие тарифов в качестве главного условия выделения кредита. Но это понимает Еврокомиссия, которая продавила решение о выделении миллиарда евро Украине под более щадящие, во всяком случае, для населения условия – борьба с коррупцией.
В этом свете за небольшим газовым шантажом наделенные образным мышлением люди могли бы прозреть вполне конкретный наезд на правительство Гройсмана, которому наиболее смелые эксперты предрекают отставку в ближайшие месяцы. Даже попытки модернизации правящего кабинета в виде отставки Данилюка с поста главы Минфина, инициированной премьер-министром, выглядят более как обвал штукатурки.
Очевидно, что запах жареного с кухни недоброжелателей доносится и до самого премьера, неожиданно заявившего о подготовке силовиками провокаций против министров и главы кабмина.
"Я знаю, что вы готовите провокации против премьер-министра и членов правительства", - заявил Владимир Гройсман на кабминовском заседании 13 июня, чем как бы открыл новый этап в своей публичной риторике, так как ранее основные усилия были направлены против неких, как правило, обезличенных популистов.
"Провокации" со стороны силовиков могут иметь лишь двоякую природу. Главу кабмина невзлюбил министр внутренних дел, однако шансы у него собственными усилиями насовать палок в колеса несущемуся правительственному паровозу не велики. Или же премьера невзлюбил глава государства, который стесняется заявить об этом лично. Однако, с громкими спецоперациями, проведенными силами СБУ и генпрокуратуры в информационном пространстве, явный перебор. Особенно после имитации убийства российского блогера Бабченко.
Гораздо более заманчивым выглядит «щемление» главного по антипопулизму с помощью угрозы небольшого жилищно-коммунального коллапса с принесением в жертву какого-нибудь упитанного (в смысле политического веса) "цапа відбувайло". Жертва фигуры, в данном случае действующего премьера, может принести выигрыш кое-какого качества. Прислушавшийся к стенаниям любителей шахмат "гроссмейстер" разруливает кризисную ситуацию на доске, не считаясь с жертвами, и приобретает хотя бы на время славу игрока смелого и решительного. Даже если это и не поможет прорыву ко второму сроку, то, как говаривал один старый одесит, во всяком случае, не повредит.