Любовь прошла, завяли кредиторы

3136


Вместо эпиграфа.

«У вас скучное лицо. Вам денег никто не даст». (Устное народное творчество.)

«Год прошел, как сон пустой». (Александр Сергеевич Пушкин.)


Приближение очередной памятной даты – в данном случае первой годовщины без кредитов МВФ – является дополнительным поводом для переосмысления пережитого, и если не для отыскания способов извлечения корней проблем, то хотя бы очередного замера их глубины.

4 августа прошлого года – прекрасный миг получения последнего транша от Международного валютного фонда объемом 1,7 млрд долларов США – стал днем, после которого в отношениях между украинским Кабмином и западными кредиторами наступили пусть не черные, но далеко и не оранжевые дни. Озабоченные поиском причин внезапного чувственного охлаждения эксперты выдают на-гора бессчетное количество версий, среди которых отсутствуют лишь (не исключено, что совершенно напрасно) отворотный заговор и гипнотическое воздействие.

Наиболее бледно в качестве причины перекрытия валютного краника выглядят рассуждения об отсутствии шагов на пути реформ или повисшая в воздухе ситуация с возвратом так называемого «кредита Януковича» (тех самых ставших притчей во языцех 3 миллиардах, заимствованных Украиной у РФ за три месяца до «самоусунення у неконституційний спосіб» предыдущего главнокомандующего). До августа 2015-го усилия местных преобразователей также достаточно трудно было отнести к разряду максимальных, что не мешало кредиторам выдавать достаточно жирные транши. Подозревать же за западными партнерами неспособность оценить реформаторский потенциал украинских кабминов и действующего парламента было бы, как минимум, невежливо по отношению к тем же западным партнерам. Краткой справки о том, какие успешные реформы присутствовали в политическом анамнезе постреволюционных премьеров и членов их команд, было бы достаточно для оценки их способностей к внедрению эффективных новаций. (Для наглядности: если игрок не забивал пять лет, то вряд ли кто-то поставит на то, что в ближайшем сезоне он станет лучшим форвардом чемпионата.)

Околоолимпийская история с допуском-недопуском российской команды на грядущие соревнования в очередной раз наглядно продемонстрировала, что международные правила распространяются на РФ достаточно избирательно, а посему увязка новых траншей с возвратом украинским Кабмином трехмиллиардного кредита пока не выходит за рамки отговорок. В противном случае официальный Киев, руководствуясь хотя бы перспективами практической выгоды, прикрутил бы фитилек публичной активности по вопросу невозврата российского кредита. Однако этого не происходит, и вслед за рассказами министра финансов Данилюка об успешном продвижении переговоров с МВФ следуют заявления того же министра о том, что он не видит причин для возвращения денег РФ.

Примерно в ту же корзину следовало бы отправить и так называемые требования МВФ. Поскольку четкий список требований никто не берется озвучить, последние давно перекочевали в рубрику «Легенды нашего городка», открывая широчайшее поле деятельности для заточки нормативной базы под текущие нужды и интересы; приблизительно так же, как сотни проектов продвигались через сессионный зал под грифом «Безвизовые законы».

Соответствующее требованиям фонда повышение тарифов, по заявлениям членов правительственной команды, произведено с перевыполнением плана. Но в ответе на вопрос «Деньги где?» очевидно просматривается лишь цивилизационная переориентация ответа: с версии «В Караганде» на вариант «В Кливленде» (или в Дортмунде, кому что больше по душе).

Куда более логичным объяснением выглядит привязка уровня напора денежных потоков к заинтересованности кредиторов в проведении на подшефной территории масштабной приватизации и отмене запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Во всяком случае, это то, что можно пощупать руками. По версии вице-премьера Розенко, эксперты МВФ и Мирового банка высказали замечание о том, что стартовая цена продажи Одесского припортового завода 13,2 млрд гривен является завышенной (хотя, казалось бы, это сугубо интимный вопрос из области взаимоотношений продавца и покупателей).

Но окончательно все более-менее становится на свои места, если наложить взаимоотношения местных реформаторов с западными партнерами на одну из достаточно популярных схем взаимоотношения полов - от легкого флирта до суровых будней совместного проживания (хотя данная гипотеза является рабочей и не претендует на догматичность).

Этап ухаживаний был кратким, но достаточно бурным. За первые полтора года  развития романа ухаживаемая (кабмин Яценюка) получала ярко выраженные знаки внимания: розы-мимозы, духи-помадки и воротники из мексиканского тушкана. С 2014 года, по данным издания «Сегодня», ссылающегося на отечественный Минфин, правительство успело таки взять в кредит у МВФ 11,3 млрд долл. Всемирный банк подкинул почти 4,5 миллиарда. Штаты одолжили 3 млрд, ЕС – 2,3 млрд. Кое-что перепало от ЕБРР и ЕИБ – порядка 2,4 млрд долл. Итого, набежала довольно симпатичная сумма 23,5 миллиарда долларов.

График распределения порывов страсти со стороны ухаживающего указывает на то, что интенсивность одаривания отнюдь никак не связана с личностью премьера или членов правительственного трудового коллектива. Например, появление на посту министра финансов Данилюка мотивировалось, ко всему прочему, его хорошими связями с МВФ, но пока процесс не сдвинулся далее надежд и ожиданий.

Резкое сокращение кредитных потоков вполне сравнимо с окончанием букетно-конфетного периода и переходу к более тесному сотрудничеству, когда партнеры друг к другу присмотрелись, притерлись, приноровились и сменили выходные костюмы на треники, махровые халаты и бигуди.

Имеющие невысокий уровень поддержки среди населения, все более склонного к резонерству в стиле «Берут яценюки-гройсманы, а отдавать придется нам», попытки внешних заимствований (а вернее степень их успешности), тем не менее, служат прекрасным индикатором уровня респектабельности местной правительственной команды.

Один из политиков регионального масштаба увязывал отсутствие денег со скучным выражением лица. Удастся ли нынешним просителям при наличном качестве игры изобразить мину, достаточную для получения нового кредита, зависит от способностей возбуждать в партнерах повышенный интерес. Конечно же, получение очередного транша – опираясь на опыт предшествующих периодов, это можно утверждать почти со стопроцентной вероятностью – никак не отразится ни на уровне жизни основной массы населения, ни на пробуждении экономической активности. Зато восстановление романтических отношений с иностранными друзьями вполне можно будет презентовать в качестве выдающегося достижения новой энергичной, деловой, волевой и целеустремленной правительственной команды.

Дмитрий Михайлов