Куда девалась украинская вакцина от коронавируса?
Moderna или Pfizer? Второй квартал 2021 года или второе полугодие? Отечественный Минздрав начал подготовку к вакцинации от коронавируса по старинному бендеровскому принципу «заграница нам поможет».
Заболевание распространяется в геометрической прогрессии. Как показала практика карантинных мероприятий, последние имеют крайне низкий уровень эффективности. Вся надежда на фармацевтов. Ряд крупных мировых фармкомпаний уже заявили о проведении третьего этапа испытаний.
В Белом доме сделали заявление, что вакцинация населения США может начаться 11 декабря 2020 года.
Мэрия Парижа заявила, что вакцинация в городе может начаться в январе 2021-го и в течение нескольких месяцев охватит 30-40% горожан.
Что, когда и сколько?
Министерство здравоохранения Украины тоже начало выстраивать кое-какие планы вакцинации населения страны.
По версии главного санитарного врача Виктора Ляшко, Украина может получить вакцины для 20% населения в соответствии с механизмом Всемирной организации здравоохранения.
Предположительно во втором квартале 2021 года в страну может поступить 8 миллионов доз.
В арифметических выкладках Минздрава концы с концами пока сходятся не совсем ладно. Вакцинироваться следует дважды с перерывом в 28 дней, поэтому 8 миллионов доз предназначены для 4 миллионов человек, что составляет 10% населении. Но работники министерства – это чиновники, а не математики. Поэтому образное мышление у них может превалировать над рациональным.
Ориентир держится на разработку компании Moderna и совместный проект компаний Pfizer и BioNTech.
В Moderna заявили, что в течение 2021 года готовы произвести от 500 млн до 1 млрд доз вакцины.
Pfizer и BioNTech имеют договоренности с Евросоюзом о поставках в следующем году 200 млн доз.
С одной стороны – значительные цифры. С другой – эти показатели следует делить на два. То есть даже при максимальной нагрузке данные компании в 2021 году смогут обеспечить вакцинами не более 20% населения земного шара, на котором проживают 7,4 миллиарда человек.
Далеко не факт, что украинское государство относится к 20% условных счастливчиков. Есть некоторые подозрения, что совершенно наоборот.
Сколько украинцев заболеет до начала вакцинации?
Если сценарий будет разворачиваться по оптимистическому прогнозу – получение вакцины в середине 2021-го – то к этому времени в стране заболеет не менее 3 миллионов человек при условии, что уровень суточной заболеваемости не будет расти.
По пессимистическому сценарию – препараты не ранее 2022-го – Украина подойдет к вакцинации уже имея не менее 6 миллионов заболевших, то есть 15% населения (каждый седьмой). И это опять же при условии, что суточная заболеваемость останется на прежнем уровне и не будет расти, что вряд ли.
Куда девалась украинская вакцина?
Пока отечественный Минздрав с надеждой всматривается в западный горизонт (а работа эта требует длительного времени), можно поискать ответ на крайне интересный вопрос: «А где же украинская вакцина?»
Многие считают, что ее нет. Однако глава государства еще несколько недель назад придерживался совершенно иной версии.
Еще в конце октября в интервью ТСН шестой президент заявил об украинской вакцине от коронавируса следующее:
«Мы не можем говорить обо всем, потому что должны пройти клинические исследования… Она, скажу правду, уникальна. Это не пафос и не популизм. Она уникальна, потому что не такая, как другие. У нас есть материалы, исследования велись, но не на людях, впрочем, велись».
Фраза «Она уникальна, потому что не такая, как другие» вполне может посостязаться с лучшими образцами афористики из коллекции Виталий Кличко. Но суть не в этом.
Крупнейшие разработчики мира не стесняются называть себя мировой общественности, сообщать об этапах исследований и обсуждать сроки начала массового производства.
На уникальную украинскую вакцину даже выделили бюджетные средства. Директор Института биологии клеток Национальной академии наук Андрей Сибирный выиграл грант Национального фонда исследований Украины на разработку вакцины от коронавируса в сумме 10 миллионов гривен. Произошло это в сентябре, когда некоторые разработчики уже спешили заявить об изобретении свой версии препарата.
Не исключено, что местные разработчики действовали по принципу «медленно запрягает, но быстро едет». Так как уже в октябре, месяц спустя, президент рапортовал: вакцина есть.
Сумма – 10 миллионов гривен или менее 400 тысяч долларов – носит чисто символический характер. В зарубежные проекты были вбуханы миллиарды долларов. Но не стоит забывать, что вакцина – уникальная. Ее можно создать за пару недель и практически за копейки. Как прошло освоение данных средств широкая общественность вряд ли узнает. И в этом тоже может заключаться уникальность вакцины.
Со стороны история создания отечественного препарата напоминает анекдот советских времен о солдате-комсомольце, которому политрук приказал сбить кирпичом вражеский самолет. Но с тех времен технологии шагнули далеко вперед, поэтому никакие чудеса уже не выглядят фантастикой.
Некоторые сторонние наблюдатели уже начали поговаривать, что уникальность отечественной вакцины состоит в том, что она невидимая. Такое тоже бывает.
В любом случае глава государства не может обманывать по определению. Иначе ему потом будет очень стыдно перед избирателями.