Кто взорвал арсенал в Балаклее?
Чем больше времени проходит с момента резонансных событий, тем шире становится поле для произрастания новых интересных версий.
Спустя три года после грандиозного взрыва на военном арсенале под Балаклеей следственная комиссия Верховной Рады пришла к выводам, которые на момент самого происшествия никто не отваживался произносить вслух во избежание жесточайшей критики из лагеря сторонников версии плана «Шатун» (ныне данный план уже основательно подзабыт, а в свое время он наделал немало шума в информационном пространстве).
Напомним, что взрывы на складах прогремели 23 марта 2017-го.
Прошло три года
Следственная комиссия Верховной Рады пришла к выводам, которые до широкого круга общественности донес руководитель комиссии и по совместительству глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия:
- о попытках сфальсифицировать результаты следствия;
- о давлении на следствие.
Атака с дрона
Напомним версии происшествия, популярные в 2017 году.
В марте 2017 года министр обороны (бывший) Степан Полторак сообщал:
«Характеристика действий, которые произошли, указывают, что работала диверсионная группа: там не было короткого замыкания, ведь это улица, там не было подпала травы… Все это продолжается в рамках гибридной войны со стороны РФ в отношении Украины. Это уже не первый случай проведения диверсий на наших объектах стратегического значения. Еще в декабре 2015 года подобный случай был в Балаклее на этих складах».
Спустя пару недель после взрыва, в апреле 2017 года, министр внутренних дел Арсен Аваков завялял:
«Исходя их тех фактов, которые видны из материалов Нацполиции, мы считаем, что это была террористическая атака со стороны РФ».
1 октября 2017-го, когда теоретически обоснованные выводы по взрыву в Балаклее могли быть уже сделаны, генеральный прокурор (бывший) Юрий Луценко сообщал:
«Следствию известно, что в Балаклее 23 марта 2017 года радиолокационные службы Украины зафиксировали беспилотник, который двигался на низких высотах. Он долетел до Балаклеи, и в 14:44 из него в сторону открытой площадки хранения (вооружения), где было более 700 ракет "Куб", был осуществлен пуск управляемой ракеты… Диверсия была совершена, когда над этой территорией не было никаких спутников других иностранных государств, что делает невозможным выявление трассы БПЛА до его пересечения границы Украины».
Новая версия
Ныне глава ВСК Давид Арахамия описывает историю событий с точностью до наоборот.
Первой версией следствия был подрыв на земле, но из Киева якобы прилетело руководство, которое заявило, что по данным Украэроруха был зафиксирован беспилотник. Далее лиц, которые были не согласны с такой версией, либо заставляли увольняться по собственному желанию, либо отстраняли от следствия. Экспертиза была передана из Харьковского НИИ судэкспертизы в Киев, где подтвердили версию с дроном.
Следователи СБУ, проводившие с Украэрорухом следственный эксперимент, сообщили, что беспилотники не были видны на радарах, и чтобы что-то заметить, пришлось взять учебный самолет.
Эксперты из Харьковского НИИ судэкспертизы сообщили, что нашли в воронках в Балаклее взрывчатые вещества, которых не было в боеприпасах, хранившихся на складе. Назначенная комиссией Рады экспертиза пришла к выводу, что взрыв произошел внутри склада, а не в результате атаки дрона.
На месте происшествия следствие обнаружило более 10 огромных воронок. Воронки образовались от заложенных в землю кумулятивно-фугасных зарядов по пять штук в каждом. Якобы было использовано 760 килограмм взрывчатки.
Еще раз сделаем акцент, что это версия, изложенная руководителем Временной следственной комиссии.
Версия экс-нардепа Савченко
Любопытно, что еще в мае 2019-го народный депутат (ныне - бывший) Надежда Савченко выступила с заявлением о том, что взрывы в Балаклее якобы были осуществлены преднамеренно по приказу пятого президента Петра Порошенко.
«На самом деле подрыв был изнутри, сделано это было военнослужащими ВСУ "Сармат". Об этом знает Матиос (бывший военный прокурор), об этом знает Луценко (бывший генеральный прокурор), потому что это было сделано по личному приказу Порошенко. Это было сделано потому, что подходило время отчета и проверки боескладов, их боевой готовности. Подходило время, и уже нельзя было подделать отчетность. Там была такая разворованная ситуация, уже был контроль наших европейских партнеров, то есть уже не могли подделать…»
Эту версию не исключает и глава ВСК: по его версии, перед пожаром в Балаклее была проверка, которая выявила недостачу на 560 миллионов гривен, а взрыв произошел за неделю до того, как это стало юридическим решением…
Обвинение крайне серьезное, но напомним, что оно на данный момент не может быть вынесено за рамки моделирования ситуаций, вероятных версий и досужих домыслов.
Что может грозить подрывникам?
Последствия взрывов тем не менее были чрезвычайные: погибли две женщины, пострадали пять человек, пять домов в Балаклее были разрушены, более 300 – повреждены. Была проведена массовая эвакуация, что потребовало значительных материальных затрат.
Восстановительные работы финансировали из резервного фонда госбюджета в объеме 145 миллионов гривен. Министр обороны Степан Полторак сообщил, что пожар уничтожил 70% боеприпасов, которые, как ни крути, а тоже стоили денег.
Помимо того, участникам подрыва, если версия ВСК подтвердится и таковые будут выявлены, в условиях проведения АТО-ООС вполне могут инкриминировать 111-ю статью Уголовного кодекса (государственная измена, от 10 до 15 лет лишения свободы), которая не столько добавляет к сроку, сколько подрывает претензии для некоторых персонажей на сколь-нибудь приличное место в отечественной истории.
ВСК будет требовать передачи дела из Харьковского управления СБУ в главное управление СБУ в Киеве.
Будет ли история доведена до судебного решения – обвинительного или оправдательного (последнее тоже бывает)? Попробуем предположить, что нет. На это указывает уже имеющийся опыт расследования наиболее скандальных дел. Для появления иных прогнозов необходимы хотя бы единичные прецеденты.
P.S.
С точки зрения законов формальной логики, выводы ВСК по балаклейскому делу должны стимулировать активизацию расследований и по иным аналогичным происшествиям.
С 2015 года в стране произошло несколько взрывов на армейских складах:
- 29 октября 2015 года - Сватово Луганской области;
- 22 сентября 2017 года - Новоянисоль Никольского района в Донецкой области;
- 26 сентября 2017 года - Калиновка Винницкой области;
- 3 мая 2018 года – второе ЧП в Балаклее Харьковской области;
- 9 октября 2018 года - территория возле сел Августовка и Дружба Ичнянского района в Черниговской области.