Кто сдал Крым? Шерлок Трампс ставит точку
К извечным вопросам местной интеллигенции – “Как пройти в библиотеку?”, “Шо цэ було?” и “Куда деньги деваются?” – в 2014 году добавился еще один: “Кто сдал Крым?”
Крымская история мгновенно стала обрастать атрибутикой детективного жанра: интрига, обман, предательство, запутывание следов, сбивчивые показания свидетелей, куча подозреваемых и ни одной улики.
Во всем виновата Тимошенко
Одним из первых котелок и усы Эркюля Пуаро примерил разносторонне развитый политолог Тарас Черновол. Еще в конце марта 2014 года, что называется по горячим следам, он начал тыкать пальцем в подозреваемую персону, взяв на вооружение старинный принцип франкоговорящих сыщиков “Cherchez la femme”. Поскольку иных сколь-нибудь значимых “ляфамов” в кругу победивших революционеров не было, тень подозрения пала на Юлию Владимировну Тимошенко, ставшей после разгрома “пэ-эр” лидером самой крупной парламентской фракции. Построенная “сыщиком” логическая цепь – Тимошенко приходит на заседание СНБО 28 февраля 2014 года – принимается решения о “сдаче Крыма” – не оставляла сомнений. Ну а кто ж еще? Больше некому.
Однако одного наличия определенного набора гендерных признаков оказалось явно недостаточно. Поэтому пришлось вводить в действие правило номер два “Cui prodest?”
Но и среди выгодоприобретателей одной из главных подозреваемых оказалась Тимошенко. Спустя два года, нардеп Тетерук, навсегда вошедший в отечественную политическую историю показательным избиением коллеги Александры Кужель бутылкой по голове, внес ясность в мотивы действий сдатчиков. По его версии, изложенной изданию “Гордон” в аккурат после опубликования стенограммы считавшегося ранее секретным эпохального заседания СНБО, “в феврале 2014 года существовали определенные договоренности между Тимошенко и Путиным: она содействует оккупации Россией Украины, а взамен получает от Кремля преференции и политические дивиденды. Например, Россия сделала бы Тимошенко президентом Украины”. Пазлы сложились. Картина мира приобрела белее-менее четкие очертания.
Во всем виноват Яценюк
В феврале 2015-го Черновол внес уточнения в свои показания. В интервью “Газете по-украински” он поставил несколько вопросов, на которые сам же и ответил: “Кто сдал Крым? Яценюк с Турчиновым. Кто не объявлял даже антитеррористической операции, когда захватили Донецк, Славянск, Краматорск, Мариуполь? Яценюк с Турчиновым. Видимо, были договоренности. Тогда всем руководила Тимошенко - ее человек Турчинов выполнял обязанности президента. Они были готовы сдать Крым и Донбасс”.
Во всем виноваты Пашинский и Полторак
В феврале 2018-го адвокат Виталий Сердюк, представляющий интересы разжалованного из президентов Януковича на “процессе века”, обнародовал якобы протокол якобы допрос экс-министра обороны Тенюха, из которых следует, что в кругу подозреваемых внезапно оказались нардеп Пашинский и министр обороны Полторак.
Далее цитата: «После захвата штаба ВМС на заседании СНБО 23.03.2014 я доложил обстановку по Крыму, о результатах развертывания ВСУ в районе Широкого Лана и жестко выступил с предложением идти на прорыв в Крым. В ответ Сергей Пашинский сказал: «С министром все ясно, он хочет войны, заслушаем других членов». Сразу же после меня выступил Степан Полторак, который был командующим НГУ. Дословно он сказал: «Я предлагаю с гордо поднятыми знаменами выводить наши части из Крыма». В ответ я сказал, что лучше застрелиться, и в таком случае я готов подать в отставку немедленно».
Впрочем, чрезвычайная эмоциональная насыщенность несколько ставит под сомнение содержательную составляющую. Войска вывели, но никто не застрелился.
Во всем виноват Турчинов
15 февраля на заседании Оболонского суда по делу Януковича руководитель СНБО Александр Турчинов внезапно разоткровенничался и поведал миру, что в лихую годину уж было заготовил указ о введении военного положения, но решил не портить людям президентские выборы и указ не опубликовал. А если проложить логическую магистраль до результатов выборов, то как бы становится вполне понятно, в чью пользу спасительный указ остался под сукном. Шахи и мат, как говорят гроссмейстеры.
Убийца – садовник
Ситуация с массовыми обвинениями настолько начала выпирать за рамки приличий, что главным подозреваемым воленс-неволенс пришлось оправдываться. Так как Александр Турчинов в ту тревожную пору функционировал в качестве главнокомандующего, то именно его слова по данному вопросу имели бы наибольший вес. Согласно его версии, изложенной 15 февраля во время допроса в суде по делу Януковича, 90% сотрудников СБУ в Крыму перешли на сторону противника. Бывшая длительное время едва ли не главной обвиняемой Юлия Тимошенко после опубликования стенограммы исторического заседания СНБО со ссылкой на Тенюка уверяла, что армии было 5 тысяч боеспособных военнослужащих, да и те не "в том месте и не в то время". Постепенно начала вырисовываться финальная часть фабульного шаблона, использованного Агатой Кристи во всемирно известной истории о "Восточном экспрессе", в которой участниками преступления оказались все, но иного выхода не было. Так что, извиняйте, люди добрые. Но детектив бы умер как жанр, если бы авторы позволяли читателям додумывать имена преступников самостоятельно. А поэтому финальная точка была поставлена, когда в финальной сцене, словно пуля, выпущенная из висевшего на стене ружья, появился Дональд Трамп и провозгласил: "Не ссорьтесь, братья меньшие! Виноват Обама".
Здесь бы экс-хозяину Белого дома сквозь всхлипывания спросить: "может, и в лифте вам лужу Обама сделал?" Но подобные остроты достаточно легко парируются фразой: "Нет, это было до вас, еще в президентство Клинтона". Словом, все участники процесса могут вздохнуть с облегчением: как и положено в любом нормальном детективе, "убийца" – садовник, то есть тот, на кого с первого раза даже и не подумаешь. Дело можно сдавать в архив. Правда, при этом главные политики страны в момент неотвратимо приближающихся президентских выборов лишаются столь мощного оружие, как взаимные обвинения в "крымской зраде", что изрядно прибавит работы технологическим штабам. Но как говорится, голова у креативщиков не токмо шапки носить, но и для изобретения хитроумных забав на потеху электоральным массам.