Кризис на харьковском промгиганте: кому это нужно
Вместо эпиграфа
«Денег нет, но вы держитесь»
(Один из неэффективных политиков начала XXI века)
Народно-политическая примета: рост социальной напряженности накануне выборов – к потере голосов.
На одном из крупнейших на сегодняшний день харьковских предприятий – заводе «Электротяжмаш» – замечена непроизводственная активность трудящихся масс, которую некоторые СМИ назвали громким и грозным словом «забастовка».
Долги по заработной плате актуализировали извечный вопрос неимущих сословий: «Доколе».
Пас любителям конспирологии
Завод лихорадит уже несколько месяцев. Не столь давно, 16 июня, на предприятии даже проводились обыски в рамках уголовного производства по факту растраты (или якобы растраты, так как пока еще никто не сел в тюрьму и вряд ли сядет) госимущества в крупных размерах. В середине июля на предприятии образовалась некая финансовая дыра, предположительно из-за задолженности заказчика – «Укргидроэнерго» (заказчик в свою очередь выдвигал версию о проблемах в составлении некоторых документов, возникших по вине «Электротяжмаша»; в общем, по горячим следам отыскать концы не представилось возможным).
Ситуация, возникшая на заводе, идеально вписывается в концепцию большой приватизации, так как выставляет государство в качестве неэффективного собственника. Апологеты либертарианства утверждают, что государство – неэффективный собственник в принципе, и иным быть не может, а следовательно, госпредприятия, к каковым относится и «Электротяжмаш», следует приватизировать.
(Бывший харьковский губернатор Арсен Аваков даже выдвигал идею, что лучше продать госпредприятия за символическую цену 1 гривну собственнику эффективному).
В реальности это совершенно не так, на что указывает опыт развитых стран: государство – собственник не хуже частника. Не эффективными бывают конкретные государственные служащие (перефразируя нардепа от правящей партии Третьякову, чиновники низкого качества).
Но идею об умышленном доведении предприятия до ручки с целью его продажи за гроши стоит отнести к разряду досужих домыслов. Конкретных данных о желающих приобрести столь сложное высокотехнологичное предприятие пока нет. Во всяком случае в плоскости широкого обсуждения.
Кому отдуваться?
Предприятие, как было сказано выше, государственное, следовательно, стрелы негодования должны лететь в сторону госорганов, то бишь губернаторского офиса. Стоит напомнить, что основная функция губернатора и состоит именно в соблюдении государственных интересов на территории региона.
Глава облгосадминистрации Алексей Кучер 13 июля, поздравляя трудовой коллектив со славным 75-летним юбилеем, между славословиями в лучших традициях соцреализма обещал настойчиво проинформировать Кабинет министров о проблемах предприятия. Проинформировал? Не исключено, что да. Результат есть? Очевидно, что нет.
Да, у губернатора появилось вполне законное основание предстать перед разочарованными тружениками в позе «Денег нет, но вы держитесь». Но избиратели вовсе не обязаны данную позицию воспринимать в качестве удовлетворительной.
Невыплата относительно невысокой заработной платы наемным работникам государственных предприятий на фоне надрывного плача депутатов и чиновников по поводу того, как им не хватает на жизнь урезанной зарплаты в 47 000 гривен, выглядит по меньшей мере нелепо. Особенно если учесть, что заводчане производят конкретные материальные ценности, заключающие в себе потребительную стоимость, в то время как представители управленческого класса не способны производить ничего – зачастую даже хорошего впечатления.